13 июля в Совете Федерации будет обсуждаться вопрос о разработке отдельной программы социально-экономического развития приграничных территорий Карелии. Эта необходимость вызвана вступлением Швеции и Финляндии в НАТО.
То, что палата регионов будет обсуждать один из субъектов в нынешней сложной ситуации – это, конечно, правильно, комментирует сложившуюся ситуацию политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Наверное, можно было бы обсуждать не только Карелию, но и Мурманскую, и Ленинградскую области, в которых тоже возникают сложности в связи с вступлением Финляндии в НАТО. Поскольку теперь граница со странами НАТО пройдет именно здесь. Но, вероятно, начали с Карелии как с самого депрессивного из этих трех субъектов. Это действительно так. Ленинградская область развивается очень активно - позитивные темпы, хорошая динамика. Мурманская область сейчас тоже активна, ее видно. И уж если говорить о развитии Мурманской области, то она существовала не за счет приграничных контактов с Финляндией.
А Карелия, на самом деле, никак самостоятельно программы развития не может создать. Внутренний туризм – это, конечно, очень хорошо, но про внутренний туризм говорят все регионы нашей страны. Такое впечатление, что мы все к друг другу ездим и все на этом зарабатываем. Но такое невозможно. Если я пришел в гости к соседу, заплатил ему за обед, а потом он пришел ко мне и заплатил за обед, мы ничего не заработали. А кажется, что мы как-то должны за счет этого жить. Карелия, конечно, прекрасна, и там есть, что посмотреть, но это из серии общего красивого тренда.
Я бы для начала хотел понять общероссийскую политику в части безопасности, с учетом новой границы НАТО. Какими теперь будут пограничная зона и пограничный режим? Сколько будет километров погранзоны, куда въезд может быть только по загранпаспортам или специальным разрешениям?
Большая часть Карелии была туристической и для внешнего туризма, не говоря о финнах, которые в алкогольные туры туда ездили. Сортавала закроется для туристов? А туда специально протянули автомобильную трассу, создали железнодорожное сообщение, настроили объектов инфраструктуры. И во все это российские деньги вкладывались. Там теперь будут ходить люди в зеленых фуражках с собаками? Или все останется по-прежнему?
Дальше - пропускной режим с Финляндией. Ни для кого не секрет, что так же, как в Псковской области, люди живут с двойными паспортами – российскими и эстонскими – и бодро ездят туда-сюда. Так же большая часть карел тоже имела двойные паспорта и бодро ездила в Финляндию. Челночный бизнес был развит очень активно.
Так что, пока нет ответа, как у России изменятся взаимоотношения с Финляндией, говорить о том, что будет целенаправленная программа поддержки Карелии, на мой взгляд трудно.
Просто так о развитии Карелии можно было говорить и пять, и десять, и пятнадцать лет назад. При всех руководителях. Каждый говорил о развитии региона, для двух это закончилось уголовными делами и отправкой в места не столь отдаленные. С республикой все то же самое. За пять лет Парфенчикова системно для Карелии ничего в лучшую сторону не изменилось. Да, обрывов тоже нет, ничего не провалилось. Можно сказать, что три из пяти лет работы Парфенчикова на посту главы Карелии – это проблемное время.
В любом случае, главный вопрос - в чем будет наш ответ на вступление Финляндии в НАТО. Заговорили о том, что надо прекратить договор по Сайменскому каналу. Но это очень сложный вопрос, там есть серьезные интересы, есть лоббисты. Проще запретить челночные поездки местным жителям, за них никто хлопотать не будет. Можно, конечно, сделать программу о поддержке малого бизнеса, как это обычно бывает. Начать выдавать льготные кредиты. Но все это бессмысленно. Для того, чтобы брать кредиты и развивать бизнес, должно существовать поле для предпринимательства. А его нет.
На мой взгляд, если уж и создавать очередную государственную программу развития, то не с точки зрения - пусть кто-то что-то сделает, а мы будем контролировать или даже помогать. А нужно самим делать. Строить в Карелии предприятия, создавать рабочие места под целенаправленный госзаказ. А не давать кредиты, объясняя, что бизнес в Карелии - это классно.
Печать