Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о позициях партий в преддверии муниципальных выборов в Москве и предпочтениях жителей столицы.Обстоятельства вокруг кампании по выборам муниципальных депутатов в Москве стали существенной частью московской политической повестки. Уже 5 партий («Единая Россия», КПРФ, «Новые люди», СРЗП, «Яблоко») провели съезды по выдвижению кандидатов в муниципальные депутаты. В общей сложности партиями пока выдвинут 3 831 кандидат.
По
данным социологии Russian Field, свои предпочтения избиратели отдают «Единой России» — ее рейтинг составляет 34%. Рейтинг ЛДПР - 11,3%, КПРФ - 8%, у партии «Новые люди» - 4,8%, «Справедливая Россия — За правду» - 3,8%, «Яблоко» - 3,2%.
Аномально выглядят высокие показатели ЛДПР. Очевидно, что партия после смерти Владимира Жириновского находилась в фокусе внимания СМИ и избирателей, и при ответах в опросе неопределившиеся назвали партию, о которой многократно слышали в последние месяцы по всем каналам доставки информации. Но эти результаты опроса на старте кампании не гарантируют ЛДПР победу на выборах, так как к сентябрю рейтинг партии снизится и голоса неопределившихся избирателей перераспределятся к другим парламентским партиям.
Еще одним знаковым результатом опроса стали предпочтения москвичей по способу волеизъявления. Несмотря на критику онлайн-голосования со стороны оппозиции, в том числе парламентской, ДЭГ популярен у избирателя. Задолго до широкой кампании по информированию граждан о способах голосования и до старта программы «Миллиона призов» 42,7% респондентов заявили, что предпочитают дистанционное электронное голосование традиционному способу волеизъявления. За счет удобства и сформированных новых привычек у избирателя ДЭГ уже стал в Москве новой электоральной нормой.
Кстати, именно КПРФ, уступившая в рейтинге ЛДПР, приложила значительные усилия по дискредитации ДЭГ, тем самым загнав себя в определённую ловушку. Даже если сейчас партия изменит риторику, то все равно не сможет использовать ДЭГ в качестве инструмента мобилизации своего электората. Коммунисты неоднократно выступали с обвинениями власти в административном использовании ДЭГ, поэтому смена позиции просто запутает избирателя.
Еще стоит отметить снижение рейтинга «Новых людей» в Москве. Во многом это связано с тем, что пропал «эффект новизны». Партия так и не сформировала единую позицию по ключевым политическим вопросам, либо не смогла донести её до избирателей. Вероятно, на результат партии на выборах также повлияет ряд инфраструктурных проблем, о которых пишут в том числе кандидаты. Это неспособность договориться о выдвижении не членам партии и размывание ресурсов, обусловленное ранним стартом кампании. Но, если они выберут проведение масштабной агитационной кампании, пусть и короткой, рейтинг может вырасти.
У «Яблока» регулярные конфликты внутри и около партии, «зачистка» ее рядов от «ненадежных членов» подорвала доверие со стороны протестно настроенного электората. Восстановить репутацию в глазах избирателей у партии не получилось. Отдельная позиция «Яблока» по СВО могла бы привлечь к партии часть протестного электората, но, учитывая внутрипартийные скандалы, этого не случилось. По опросам главных полстеров можно сделать вывод, что избирателей с иной позицией по СВО менее 10%. Этот процент, скорее всего, распределится по другим партиям и самовыдвиженцам, либо и вовсе не пойдёт голосовать.
Итак, партии и политические силы массово заявляли о своих амбициях на участие в предвыборной гонке, но только «Единая Россия» смогла выдвинуть 1417 кандидатов на выборы в 125 районах Москвы. Ни КПРФ, ни СРЗП, ни «Новые люди» не смогли перешагнуть порог в 1000 кандидатов. «Яблоко» не смогло выдвинуть 300 кандидатов.
Печать