В четверг Борис Джонсон объявил, что принял решение покинуть пост премьер-министра Великобритании и лидера Консервативной партии. Выступая на пороге своей официальной резиденции на Даунинг-стрит, Джонсон сообщил, что будет исполнять обязанности до назначения нового главы кабмина.
Отставка Бориса Джонсона – еще одна иллюстрация системного политического кризиса в Британии, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.И тут я бы обратил внимание на несколько аспектов. Во-первых, политический кризис в Британии начался не сегодня, а с началом процесса Брекзита. И фактически с 2016 по 2022 год Британия находится в состоянии непрекращающегося политического кризиса, который не закончится с отставкой Бориса Джонсона, а, скорее всего, будет иметь место и в будущем. Это некий объективный фон.
Второй момент, также объективный. Это кризис политических элит Запада. Существует устоявшееся мнение, что западная демократия – это лучшая форма политической системы, и все лучшее связано именно с ней. Но что мы видим? Старика Байдена, который конкурировал на выборах со стариком Трампом и со стариком Берни Сандерсом, и который имеет в качестве своего визави спикера парламента старушку Нэнси Пелоси. Шута Бориса Джонсона, достаточно неоднозначного Эммануэля Макрона и «ливерную колбасу» Олафа Шольца, который ничего не контролирует и никаких решений принять не может.
И это системная проблема. Налицо, на самом деле, катастрофа – ситуация отрицательного отбора, при которой к власти приходят фрики. При этом, давайте уж честно скажем, Борис Джонсон не является здесь какой-то удивительной фигурой, а вполне органичен в этом ряду. Да и его предшественница Тереза Мэй ничем не лучше, не говоря уже о Дэвиде Кэмероне, который заварил всю эту кашу, хотел прокатиться на популярном тезисе о Брекзите, а потом соскочил, как только понял, что все это принимает серьезный оборот.
Всех этих политиков, на мой взгляд, объединяет неготовность к реальной политической деятельности, к принятию политических решений, неготовность отвечать за свои поступки и хроническая лживость.
Что касается самого Джонсона, здесь ситуация, я думаю, понятная. Человек полностью дискредитировал себя. Его поведение не соответствует никаким этическим нормам, которые существуют в любом обществе. Я подозреваю, что даже не соответствуют юридическим нормам. Удивительно не это, а то, с каким остервенением Борис Джонсон держался за власть и не хотел уходить.
Коллективный выход министров из его кабинета, я думаю, запомнится надолго. Это событие беспрецедентное, поскольку кабинет министров – это единая команда. И даже если внутри существуют разные коалиции и внутренняя борьба, что естественно для любого правительства, ситуация, при которой министры покидают своего премьера, из ряда вон выходящая. Она свидетельствует о том, что Джонсон абсолютно лишился политического авторитета. Думаю, что будущего в политике у него нет, и не удивлюсь, если спустя какое-то время он окажется фигурантом тех или иных уголовных дел.
Печать