В соответствии с вступившим в силу указом президента России Владимира Путина, Рустам Минниханов, возглавляющий Татарстан, отныне в официальных документах именуется как «глава», а не как «президент». Минниханов был последним российским политиком, который, будучи главой территориальной единицы России, именовался «президентом».
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о юридических казусах регионов единой страны.Начиная еще с «парада суверенитетов» девяностых годов истинную федерализацию зачастую подменяют региональным сепаратизмом. Отсюда - и существование во многих республиках собственных Конституций (вместо Уставов или Основных законов), Конституционных судов, Академий наук и прочих атрибутов квазигосударственности.
Особняком, конечно, стоял Северный Кавказ - но также и Поволжье. Эти два макрорегиона сближает пестрота этнической картины. Причем этноклановая модель управления культивировалась еще с советского времени.
Достаточно вспомнить, что в Башкирии до 2003 года был двухпалатный парламент, а сейчас есть даже собственная Академия наук.
Татарстан также оставался единственным регионом России, где не исполнялись требования федерального закона 2015 года об унификации названий губернаторских должностей. Глава Татарстана официально именовался «президент». Как видим, теперь этот юридический казус устранен.
А ранее в регионах Поволжья были ликвидированы другие признаки квазигосударственности. Скажем, упразднены Конституционные суды в Башкирии, Татарстане и Марий Эл. При этом же этноклановая система управления продолжает существовать - что в поволжских республиках, что в северокавказских.
Печать