Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о фейках, манипуляциях сознанием и демонизации противника во время военных операций. Украинский продюсер и режиссер Александр Роднянский (основатель телеканала «1+1», бывший глава «СТС Медиа», четырехкратный номинант на премию «Оскар» и т.д.) в своем Telegram-канале вновь затронул тему жертв
среди мирного населения в ходе СВО.
Однако в этот раз он обратился к ней с необычного ракурса. По заявлению Роднянского, все сообщения о поражении украинской артиллерией и авиацией жилых домов и гражданской инфраструктуры на Донбассе – фейки. Режиссер заявил: «Как только вы слышите по российскому телевидению слова про «попадания в больницы или жилые дома на Донбассе, в Новой Каховке или Луганске», знайте - очередной склад боеприпасов уничтожен. И смотрите фотографии эффектных взрывов.
Как вот эта».
«Уволили из гестапо за жестокость»В ходе любого вооруженного конфликта современности все стороны конфликта почти открыто используют демонизацию противника (что во многом является неизбежным злом). Более того, соперников активно обвиняют в нарушении законов и обычаев ведения войны, в том числе – в контексте вопроса об обращении с мирным населением. Обычно такого рода выпады так или иначе опровергаются, либо градус обвинений снижается за счет смены контекста. Например, сторона может признать обстрел школы, но указать, что в ней размещалась огневая точка противника. Ярким примером такого эпизода может служить, например, эпизод с обстрелом дома престарелых в селе Старая Краснянка в Луганской области, который одно из подразделений ВСУ использовало как пункт обороны.
Однако освещение и интерпретация боевых действий на Украине постепенно начинают все более откровенно выходить за рамки обыденных представлений о добре и зле. Оценки, данные обстрелам Донбасса Александром Роднянским, относятся как раз к числу таких эпизодов.
Чтобы понять это, не нужно обращаться ни к одному российскому новостному ресурсу. Достаточно ознакомиться с официальными материалами ООН, к которым (пусть и в откровенно выборочном порядке) обращался ранее сам режиссер.
Особенно показательно, что используемые нами источники подверглись ранее критике как со стороны МИДа Украины, так и российского внешнеполитического ведомства. Что гарантирует хотя бы одно – их авторы не являются полностью ангажированными ни для одной из сторон конфликта.
«Истина» по принципу «вырезать - вставить»Еще 5 июля Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, оценивая масштабы случаев нарушения международного гуманитарного права на Украине, сделала ряд принципиально важных заявлений. Она обвинила ОБЕ стороны конфликта в размещении тяжелого вооружения в жилых кварталах городов. Случаи изнасилований были зафиксированы по ОБЕ стороны фронта. Т.е. в том числе на подконтрольной ВСУ территории. Комментарий о якобы имевших место казнях гражданских лиц, организованных российскими военными, сопровождался вполне четкой ремаркой: речь идет лишь об опасениях, сведения о такого рода эксцессах пока не нашли подтверждения. При этом Бачелет упоминала и о задержании СБУ почти тысячи граждан Украины по обвинению в коллаборационизме в формах, которые, возможно, не соответствуют международным
обязательствам Киева в области прав человека. Более того, сотрудники ООН зафиксировали 12 случаев похищения людей, к которым могут быть причастны украинские силовики. Комиссар заявила, что обе стороны конфликта нарушают международное гуманитарное право при наступательных действиях своих армий.
Все эти факты можно было найти, например, в докладе мониторинговой миссии Управления ООН по правам человека о нарушениях прав человека
в ходе войны в Украине от 29 июня. С которым Александр Роднянский точно знаком, поскольку сам упоминает его в качестве первоисточника одного из своих постов.
Т.е. режиссер, во-первых, был знаком с документом и, во-вторых, рассматривал его как заслуживающий доверия источник. Но при этом продолжает описывать конфликт сугубо в черно-белых тонах, как борьбу добра и зла (вполне понятно, какой стране при этом отводится роль Мордора).
«Члены мониторинговой миссии ООН получили данные об убийствах более 300 мирных жителей, предположительно совершенных российскими военными вне (!) боевых действий
с 24 февраля по 15 мая 2022 года» - пишет режиссер, ссылаясь на упомянутый доклад от 29 июня. Не упоминая при этом, что в докладе соответствующие цифры даны после упоминания того, что принципы ведения войны нарушают как представители ВСУ, так и ВС РФ.
Но это неважно. Потому что в том же докладе даются вполне конкретные цифры о гибели мирного населения на «неподконтрольных правительству территориях» (НППТ) - в ДНР и ЛНР.
«Население Донбасса продолжает жить в условиях интенсивных боевых действий, включая бои и обстрелы в ряде районов. .... Люди переместились на не подконтрольные Правительству территории (НППТ) — единственный возможный путь из-за отсутствия безопасности ввиду близости линии фронта. … В соседней Донецкой области продолжались интенсивные боевые действия по всей линии фронта, в результате которых десятки людей были убиты или ранены как на ППТ, так и на НППТ. Только за период с 27 по 28 июня …на НППТ зафиксировали более 30 жертв среди гражданского населения (пять убитых и 28 раненых, включая двух детей), при этом было повреждено около 60 домов и 15 объектов инфраструктуры, в основном в Горловке, Донецке, Макеевке и Ясиноватой, расположенных
вблизи линии боевых действий».
Что мы имеем в итоге? Человек, знакомый с этими данными и активно использовавший материалы доклада для защиты своей позиции, заявляет: «Как только вы слышите по российскому телевидению слова про «попадания в больницы или жилые дома на Донбассе, в Новой Каховке или Луганске», знайте - очередной склад боеприпасов уничтожен».
В связи с этим поневоле вспоминается бородатый анекдот об английских джентльменах. «Дорогой сэр, поскольку моя секретарша - дама, я не могу продиктовать ей то, что о вас думаю. Более того, поскольку я - джентльмен, я не имею права даже думать о вас так. Но так как вы ни то, ни другое, я надеюсь, вы поймете меня правильно».
Также хочется задать и Александру Роднянскому, и многим другим «интерпретаторам конфликта» по обе стороны фронта, несколько вопросов.
В сентябре 2004 г. базировавшаяся в США НКО Iraq Body Count провела в Чикаго церемонию, посвященную памяти погибших в результате вторжения американских войск иракцев. В ее ходе были оглашены результаты подсчетов людских потерь Ирака. За первые полтора года конфликта от рук солдат США погибли около 3 тыс. военнослужащих и примерно 15 тыс. мирных жителей Ирака. Немногим позже группа командой исследователей во главе с Лесом Робертсом, экспертом в области здравоохранения из Балтиморского института здравоохранения, опубликовала в журнале Lancet итоги собственных подсчетов жертв среди мирного населения, согласно которым число пострадавших достигло 100 тыс. человек.
Какой отклик тогда нашли известия о гибели этих людей в сердцах нынешних «сетевых крестоносцев»? И почему до сих пор мы начинаем «заламывать руки» по поводу гибели людей на войне лишь тогда, когда снаряды начинают рваться на нашей территории?
Позволим себе и другую ремарку. Деятельность ООН по обнаружению жертв военных конфликтов и помощи им, безусловно, заслуживает всяческой похвалы. Однако вызывает недоумение повышенное внимание организации к конкретным «горячим точкам». Так, в первые годы войны в Ираке данные о потерях среди гражданского населения поступали преимущественно от британских и американских исследователей и НКО. Избирательный подход к освещению жертв военных конфликтов в принципе неэтичен: жизнь человека, погибшего в ходе конфликта в Йемене или Эфиопии, не может иметь меньшее значение, чем жертвы среди украинцев.
Печать