Журналист, эксперт Центра ПРИСП
Петр Скоробогатый в своем
Telegram-канале продолжает
следить за обстановкой на Украине.
Украина. Итоги 17.07.2022. Сто сорок четвёртый день операции.
1/10. На фоне притихшего фронта обе стороны отметились публичными обещаниями интенсифицировать боевые действия.
Сергей Шойгу дал указание нарастить действия ВС РФ на всех направлениях, так как это необходимо для исключения массированных ударов по гражданской инфраструктуре, мирным жителям Донбасса и других регионов.
Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что президент Зеленский дал указание отвоевать юг страны. Правда впоследствии пошёл в отказ, заявив, что плохо владеет английским и его не так поняли.
2/10. Подобного типа заявления носят исключительно политико-пропагандистский характер и к реальной ситуации на поле боя имеют ограниченное отношение. Понятно, что никакое военное руководство не будет объявлять о своих планах заранее. Тем более что в условиях спутникового наблюдения любые приготовления, накапливание сил, попытки обмануть соперника быстро вскрываются. Даже на уровне открытых данных в сети примерная диспозиция сил на разных фронтах в целом понятна, а перемещения тех или иных частей ВСУ или теробороны перестаёт быть тайной спустя несколько дней. Иной уровень секретности, конечно, у техники и артсистем. Однако и они в целом посчитаны.
3/10. Так что ждать принципиальных и внезапных перемен на фронтах не имеет смысла. Союзные войска очевидно притормозили в наступательной фазе, так как лимит средоточения боеспособных групп на узких участках фронта исчерпан в Лисичанском сражении. Идёт большая ротация пехотных частей (ЛДНР, сводные отряды из РФ, чеченцы), многие из них отправлены на отдых. Кроме того, на нашу активность очевидно повлияла кампания ВСУ по методичному выбиванию складов с оружием и боеприпасами. Вряд ли солдаты остались без патронов, а пушки без снарядов. Просто руководство всегда очень внимательно относилось именно к логистике при том, что ситуация на фронтах, по мнению Генштаба, не требует интенсификации.
4/10. Вызывает вопросы разве что потенциал лучших частей ДНР, которые довольно давно не светились в ближних боях. Да, они понесли значительные потери при штурме Мариуполя и Волновахи, а позже при попытках пробить укрепрайоны у Донецка. Но уже должны были восстановить силы и боеспособность. Сейчас начали приходить сообщения о постепенном продвижении на Угледарском направлении, в направлении Авдеевки и Новосёлки Второй. Вероятно, именно здесь воины ДНР призваны показать результат. Но вряд ли продвижение будет быстрым без придания дополнительных резервов.
5/10. Операция по линии Северск-Покровское-Соледар-Артемовск продолжается. Союзные войска постепенно выдавливают украинцев. ВСУ продолжает маневрировать резервами и цепляется за укрепрайон, который, напомню, создавался давно и был сильно укреплён также во время боёв за Лисичанск-Северодонецк. Проблема этой линии также в том, что смысла входить в Северск и Артемовск, расположенные в низине, нет: позиции будут накрываться с окрестных высот. Фактически речь идёт о сложной, комплексной операции, которая в первую очередь подразумевает ликвидацию артсистем в районе и осторожное продвижение без риска попадание в огневые мешки. Отсюда низкая скорость не самых многочисленных Союзных частей.
6/10. Не движется фронт и к югу от Артемовска – в районе Углегорской ТЭС, Кодемы, Новолуганского. Здесь идут бои. Фронт под Харьковом остановился – видимо, ближе к городу подходить не будут из-за риска попасть под обстрелы из городских кварталов. Фронт в Херсоне стабилен, укрепляется оборона.
7/10. Что на той стороне. Надеюсь, все высказались о святых Хаймерсах. На данный момент совершенно очевидно, что ничего нового в конфликт они не привнесли, а пиар-акция с ударами по военным складам (которые можно было нанести практически любым оружием при условии перегрузки систем ПВО) подходит к концу. В имеющихся количествах никакое супер-оружие ситуацию на фронтах не изменит. При этом всё более очевидным становится исчерпание запасов вооружения и боеприпасов у стран Запада. Даже старое оружие советского образца не готовы сбрасывать украинцам, так как западный ВПК в ближайшее время не готов возместить полную номенклатуру потерь. Поставки продолжатся, но в терапевтических объёмах. Увидим мы и новейшие вооружения в единичных количествах: их будут прогонять для тренировочных задач.
8/10. Под большим вопросом перспектива афишированного контрнаступления ВСУ. Безусловно, сохраняется тактика на сохранение боеспособных частей украинской регулярной армии, для прикрытия которых кидают на убой тероборону. Однако длина фронта и потери первых месяцев не позволяют предположить значительный запас крепкой пехоты в украинском тылу, так же не видно и «лишних» бронетехники с артсистемами. Какие-то части обучаются западными инструкторами, но их потенциал под вопросом: умение держаться под огнём артиллерии сейчас самое ценное качество на ТВД, на полигонах такое не отработать. В итоге можно нафантазировать до 20 тысяч солдат ВСУ с техникой и боевым задором, которые решаться штурмануть уже хорошо укреплённую херсонскую линию. Но в условиях открытого ТВД и доминирования ВКС РФ в воздухе такой поход такими малыми силами будет самоубийственен.
9/10. Скорее от ВСУ стоит ожидать медийных наступлений, обстрелов городов, вероятно, Крыма или в глубине российской территории. Практического значения такие акции не имеют. Разве что увеличивают компетентность многочисленных специалистов, дающих советы Генштабу РФ.
Россия же продолжит вести долгую, монотонную, кровавую кампанию, стараясь оставаться в рамках спецоперации и сохраняя тыл в атмосфере мирного времени. Как раз в ближайшее время должны завершить обучение и боевое слаживание новые контрактные части ВС РФ, что позволит укрепить фронт. Пока что большинство формируемых в России частей идёт для укрепления занятой в первый месяц территории. Функция контроля территории определяет динамику СВО. В том числе поэтому сохраняется ставка не на военную победу, а на капитуляцию, принуждение к поражению. Кампания должна уйти в осень и зиму, украинцы должны начать ненавидеть войну больше чем желать мести, запад должен устать и начать считать политические и экономические потери.
10/10. С этой точки зрения никакие взятые территории не имеют значения, а наступательные действия призваны скорее исключить потенциал оппонента для накапливания сил для контратаки. Пока украинцы забрасывали все новые части в северодонецкий котёл, его ценность росла, а стенки «держали». Когда начали отводить людей, операцию закрыли. Сейчас ВСУ готовят для принципиально долгой и кровавой обороны Славянск и Краматорск. Но совершенно необязательно, что Генштаб РФ не увидит иных интересных целей и задач.
Карта 1Страница VK
Печать