Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - о нарушении конституционных прав всех бомжей Петропавловска-Камчатского.
Отпусти меня, товарищ старшина
Я простой советский бомж, а не шпана.
Я не сделал ведь плохого никому.
Так за что меня берёте, не пойму?!
(Сектор Газа. «Бомж»)
Если бы однажды кто-то поставил задачу описать выборы в гордуму Петропавловска-Камчатского одной фразой, лучше всего для этого бы подошел оборот: «Это просто праздник какой-то». Точнее – деревенская русская свадьба – с ряжеными, конкурсами на грани добра и зла и мордобитием с участием родственников-дебоширов, которых совершенно забыли НЕ приглашать.
Новости об электоральных баталиях в столице края не дадут заскучать даже самой привередливой публике. То станет известно
о выдвижении Сергея Кузьминицкого, заслужившего в крае почетный статус «местного Жириновского», то о присутствии в списках кандидатов, знакомых с миром криминала чуть больше, чем следовало бы.
Однако яркие перфомансы прочих кандидатов затмило блестящее выступление Алексея Николаева. Блогер, общественник и борец с коррупцией «порвал зал» на заседании избирательной комиссии.
Завязка истории вполне банальна. Николаеву было отказано в регистрации. В подписных листах оппозиционер не указал, что не имеет официального места жительства на территории Российской Федерации. Как посчитала комиссия, тем самым блогер ввёл избирателей в заблуждение. Все его подписные листы были признаны недействительными, потому что, действуя в роли сборщика, он не указал в разделе «адрес регистрации» ее отсутствие.
Однако это было лишь вторым актом Марлезонского балета. Прежде Николаев уже сдавал подписные листы, в которых был указан придуманный адрес. Видимо, тогда блогер решил, что члены комиссии не вполне оценили юмор ситуации, и решил устроить новый пранк.
Но в этот раз он заготовил для комиссии проникновенную речь, начинавшуюся словами: «Вы лишаете права отдельно взятого бомжа быть избранным, тем самым вы нарушаете конституционные права всех бомжей…»
Не трудно догадаться, что члены избиркома пришли в некоторое недоумение после такого заявления. За годы работы в комиссии их наверняка обвиняли во многом, но не в нарушении конституционных прав бомжей. Тем более, что сам оппозиционер внешне мало напоминает стереотипного бомжа. Да и почти всем лицам, интересующимся внутренней жизнью камчатского политикума известно, что Николаев имеет постоянное место жительства. Именно туда за ним явились в августе 2021 г. судебные приставы, чтобы принудить вольнолюбивого активиста к выполнению обязательных работ (наказание за неоплаченный штраф из-за участие в незаконных акциях протеста). Маловероятно, что доблестные сотрудники ФССП искали его по адресу «парк за углом, четвертая скамейка слева».
Можно, конечно, предположить, что с тех пор финансовое положение блогера заметно ухудшилось. В конце концов, когда суд «впаял» ему штраф в размере 150 тысяч рублей, Николаев честно заявил, что денег у него нет и брать их неоткуда.
Перспективы регистрации блогера более чем сомнительны. Аналогичная судебная практика в РФ отсутствует. Камчатка создает прецедент: в регионе появился первый кандидат-сборщик подписей – бомж в России.
Остается надеяться, что в судах трудиться немало поклонников Юрия Хоя. И мы все-таки увидим на улицах Петропавловска агитматериалы с бойким лозунгом «Не жалейте меня – я прекрасно живу, только кушать охота порой».
Печать