Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что если «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) готова выполнять программу коммунистов, то объединение двух партий возможно. Накануне председатель СРЗП Сергей Миронов сказал, что не видит никаких препятствий к созданию в России «большой коалиции левопатриотических сил».
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о перспективах объединения двух партий.Я думаю, эта инициатива появилась не на ровном месте, для этого действительно есть обоснования. Сейчас она проходит общественную экспертизу в публичном пространстве. По ее итогам будет стоять вопрос о возможном объединении КПРФ и «Справедливой России».
Возможному альянсу предшествовали определенные обстоятельства. В прошлом году в состав СР вошла партия “За Правду”, которую возглавлял небезызвестный Захар Прилепин, имеющий достаточно радикальные социалистические взгляды и находящийся скорее ближе к компартии, чем к “Справедливой России”. Не нужно забывать, что когда-то Прилепин состоял в партии Лимонова и был активным нацболом. В прошлом году СР сильно потянуло влево.
На последних выборах в Госдуму “Справедливой России” пришлось достаточно сложно. Возможно, это был последний раз, когда СР могла самостоятельно пройти в Думу, так что инициатива объединения появилась неспроста. Вчера о ней заявил Миронов, сегодня на нее ответил Зюганов. СР нужно куда-то пристраиваться, и идти в КПРФ им выгоднее чем в «Единую Россию». Во-первых, «Справедливая Россия» более лояльна к действующей власти, и «размыть» радикальную часть КПРФ для самой власти выгодно. На мой взгляд, это некий троянский конь, который власть может использовать при объединении СР и КПРФ. Это основная причина, почему радикальная часть КПРФ, вероятно, будет противиться. Зюганов заявил, что объединение возможно только в случае поддержки эсерами программы КПРФ: сразу были выдвинуты условия, с которыми «Справедливая Россия» должна согласиться.
Таким образом, объединение возможно, но в случае этого альянса задавать правила будут все-таки коммунисты, вплоть до сохранения своей программы, а возможно, и сохранения названия партии. СР в свою очередь будет противиться этому, чтобы не раствориться в КПРФ и сохранить влияние. Это потенциальное решение достаточно интересно с политологической точки зрения. Инициатива, возможно, вкладывается в отдаленную перспективу появления в России двухпартийной системы – партии правоцентристов и левой партии.
Печать