Конфликт между Сербией и самопровозглашенной республикой Косово в ночь на понедельник едва не перерос в полномасштабные боестолкновения. Беспорядки начались после того, как в Приштине объявили о введении с 1 августа запрета на въезд гражданам с сербскими номерами и документами.
После призыва США власти Косова отложили на месяц запрет на въезд с сербскими номерами и документами.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о причинах и судьбе обострившегося конфликта между Сербией и Косово.Ситуация на севере Косова достаточно неприятная. Я бы назвал ее умеренно-напряженной. Причины в неоднородности населения Косова. Практические везде в Косово проживают албанцы, но на севере достаточно компактно живут этнические сербы. После объявления в 2008 году Косово своей независимости и признания государства порядка сотней стран, косовские сербы на этой территории фактически оказались в чужом государстве, хотя сами они считают своей родиной Сербию.
Соответственно, в той части северного Косова, что заселена сербами, косовский суверенитет в полной мере не действует. В частности, это касается получаемых местными жителями документов, удостоверяющих личность, и документов на автомобиль. Эти документы там выдаются Сербией, которая до сих пор считает Косово частью собственной территории. Косово же эти документы не признает.
В этом и есть основная проблема: власти Косова считают, что на всей их территории должны действовать косовские законы, а сербы из северного Косова убеждены, что на их территории должны действовать законы Сербии. С другой стороны, Сербия, которая никогда не признает независимость Косово, не обладает политическим, экономическим и военным ресурсом, чтобы изменить ситуацию в свою пользу.
Разрешить эту ситуацию, пожалуй, невозможно. Конфликт объективен и интересы сторон противоречат друг другу, а потому он будет продолжаться на протяжении еще долгого времени. Задачей обоих сторон является препятствовать выходу конфликта в стадию эскалации. Я уверен, что сторонам удастся обойтись без крови, потому что никто не заинтересован в начале новых вооруженных столкновений на Балканах.
Печать