Президент России Владимир Путин поручил правительству найти налоговый компромисс с представителями металлургической отрасли. Одним из важных пунктов возможных договоренностей является судьба спецакциза на жидкую сталь. В июле вице-премьер Денис Мантуров высказывался в пользу отмены «жидкого» акциза. Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по экономической политике нижней палаты парламента Станислав Наумов даже заявил, что внесет законопроект о полной отмене акциза.
В эксклюзивном комментарии для портала «Выбор народа» Станислав Наумов пояснил свою позицию и в целом оценил потребности металлургической отрасли в поддержке со стороны государства.Формула компромисса в данном случае имеет следующий вид. Сам акциз на «жидкую сталь», наверное, с учетом позиции правительства может сохраниться, но либо его ставка будет равна нулю для отдельных участников рынка, либо на какой-то период (условно, до конца 2022 или 2023 гг.) она будет обнулена для всех участников. Это вполне приемлемый вариант, если его использовать оперативно, в ближайшее время или «задним числом», например, при расчетах за период с 1 июля, так, чтобы привязать все к данным мониторинга, который обещал провести Минфин. Но решение по акцизам будет только лакмусовой бумажкой для политики кабмина в отношении отрасли. Потому что металлурги России принципиально должны находиться в рамках экономической стратегии, ориентированной на сбыт продукции за рубежом.
Раньше очень часто, когда у других отраслей начинались проблемы на внешнем рынке, раздавались предложения увеличить внутренний спрос. Но в этом случае нужно быть реалистами. С учетом технологических особенностей, доступных мощностей, объемов потребления электроэнергии даже увеличение на порядок размеров внутреннего спроса не позволит решить проблемы отрасли. Строительство тепличек из чугуна не спасет металлургов. Само по себе решение по внутреннему спросу носит долгосрочный характер. Можно и нужно построить 100 новых железнодорожных и автомобильных мостов. Но даже для этого сначала нужно разработать и согласовать техническую документацию.
Работа предприятий сектора осуществляется непрерывно. Необходимо, чтобы сохранялись объемы поставок. Поэтому нужно скорее искать решение по «расшивке» логистических затруднений. Они не всегда возникают на внешнем контуре. Особое внимание нужно уделить взаимодействию с компаниями, осуществляющими перевозки по железным дорогам. Еще одна важная задача на перспективу – это взаимодействие с Министерством природных ресурсов в плане обеспечения геологоразведки. Нужно синхронизировать деятельность в плане сырьевого обеспечения. По некоторым позициям мы должны быть обеспечены самыми разными вариантами сырья на многие годы и десятилетия вперед. Это тоже часть технологического суверенитета. Она точно так же требует серьезных инвестиционных затрат и выстраивания партнерств. Такие задачи не решаются по формуле «взял лопату, копнул и получил редкоземельный металл».
Также нужно сохранять курс на экологическое развитие, чтобы воздух и вода в городах, где работают металлургические предприятия, соответствовали самым высоким стандартам, как бы сложно это ни было. Эти задачи нужно решить в сроки, которые были озвучены народу. А было обещано достичь всех целевых показателей к 2024 г. Хочется поддержать, стимулировать тех руководителей предприятий, которые не останавливаются, а будут продолжать технологическую модернизацию в интересах экологии. Их точно так же нужно поощрять, в том числе, возможно, за счет тех средств, которые высвободятся за счет обнуления или снижения активов на жидкую сталь. Их нужно поставить как учетную позицию по расходам на экологическое перевооружение.
Печать