Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о том, что президент Бразилии Жаир Болсонару активно обыгрывает тему готовящихся фальсификаций на октябрьских выборах. В нашем Бразильском цикле мы уже описывали такие факторы бразильской кампании как
сообщество евангелистов и
армия.
Именно на их поддержку рассчитывает «тропический Трамп» в борьбе за власть. Кроме того, есть еще одна значимая линия, пронизывающая всю кампанию - тема электронного голосования.
Речь не о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), которое является предметом политической полемики в России, а о так называемых «электронных урнах», - больше всего напоминающих наши почти забытые комплексы электронного голосования (КЭГ).
Выступая вчера перед пасторами Ассамблеи Господней, крупнейшего и старейшего объединения евангелистов в стране, Болсонару рассказал, что его задача - бороться за чистоту электорального процесса, для чего он поручил армии проверить надежность избирательного процесса.
В понедельник министр обороны Паулу Сержиу Ногейра де Оливейра (Paulo Sérgio Nogueira de Oliveira) направил в Высший электоральный трибунал (Tribunal Superior Eleitoral, TSE) запрос с требованием предоставить доступ к исходному коду «электронных урн», т.е. программному алгоритму, при помощи которого устанавливаются итоги голосования. Запрос отмечен печатью «очень срочно», требуя предоставить данные до 12 августа.
Странен не сам запрос. По бразильскому законодательству наряду с федеральной полицией, прокуратурой, палатой адвокатов и политическими объединениями, армия вправе осуществлять надзор за электоральным процессом. Странны сроки подобной инициативы, учитывая, что изучить исходный код и иные технические детали электронного голосования армия могла с октября прошлого года. Запрос министра обороны демонстрирует все нарастающее вовлечение в избирательную кампанию военных.
Жаир Болсонару уже больше года ведет последовательную кампанию по дискредитации бразильской избирательной системы. В феврале, он требовал привлечь за потворствование фальсификациям с электронным голосованием председателя Федерального верховного суда. Затем бразильский президент собирал иностранных дипломатов, выступая перед ними с пламенной речью об уязвимости избирательной системы.
Болсонаристы даже пытались протащить через парламент инициативу, обязывающую «электронные урны» не просто учитывать голос избирателя цифровым образом, но и распечатывать квитанцию, фиксирующую голосование, чтобы гражданин мог убедиться, что машина всё учла правильно (а если неправильно, то было возможно оспорить итоги голосования). Инициатива, впрочем, была отклонена с практически единым мнением экспертов о том, что двойная фиксация голосования позволит злоупотреблять правом на оспаривание его итогов. Теперь вот в дело пошёл «военный надзор».
Примечательно, что критикуя электронное голосование как непрозрачный инструмент, при помощи которого у него попытаются украсть победу, Болсонару забывает свою электоральную историю. Нынешний президент на выборах с использование «электронных урн» сам пять раз (в 1998, 2002, 2006, 2010 и 2014 годах) избирался депутатом парламента, а в 2018 году — главой государства. И его всё устраивало. Теперь же вдруг выяснилось, что «Отечество в опасности».
«Электронные урны» используются в Бразилии с 1996 года, и за все время механизм ни разу не вызывал публичную критику. Более того, процедура выступала предметом национальной гордости, демонстрируя прогрессивный характер избирательной системы республики.
Теперь электронное голосование это еще один фактор политической поляризации. Достаточно спросить об отношении к процедуре, чтобы понять, кто склонен голосовать за Болсонару или Лулу.
Полстеры показывают, что две трети избирателей уже определились, за кого будут голосовать, и по данным опросов лидирует Лула.
И хоть Болсонару эти данные публично называет ложными, похоже, что он допускает свой проигрыш, и рассуждениями о предстоящих фальсификациях готовит на этот случай план Б. «Поход на Капитолий» по-бразильски.
Печать