Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о крайне сложных и конфликтных выборах в Северной Осетии. Широкая общественность может наблюдать за степенью конфликтности на выборах в Северной Осетии, скажем, по количеству вбросов в телеграме: крупные федеральные каналы еженедельно публикуют явно заказные «обзоры», к началу кампании появилось множество политических каналов с «разоблачениями». Вывод напрашивается простой - в кампании крутятся огромные деньги, только партии и внутрипартийные группы тратят их не на работу с избирателями, а на пиар-кампании друг против друга. Очень, кстати, разительно отличие с кампанией в соседнем Краснодарском крае, где интересантов ничуть не меньше, но накал информационных войн пока на несколько порядков меньше, чем в Северной Осетии.
Специфика кампании определяется, на мой взгляд, двумя главными трендами. Первый - это раскол внутри «Единой России», который привел к снижению ее электоральных рейтингов. Второй - это высокие стартовые позиции «Справедливой России» и КПРФ, которые претендуют на увеличение числа мандатов в парламенте (сейчас сообща - 21 депутат).
Поделить все мандаты между группировками единороссов и парламентской оппозицией очень непросто. А плюс еще хотят свою фракцию и «Новые люди». Вернее, хотели - партийный список на выборы не допустили. Предполагаю, что ими пожертвовали, лишь бы не пришлось слишком жестко делить оставшиеся голоса между «старыми» элитами.
Об остроте кампании говорят и цифры. 34 кандидата утратили статус выдвинутого, еще 73-м отказано в регистрации. Причем, в числе не прошедших регистрацию есть и кандидаты от парламентских партий, включая единороссов - экс-вице-премьера Игоря Касабиева и директора филармонии Эльбруса Кубалова.
Думаю, ближайшие 4 недели до голосования в Северной Осетии отметятся крайне жестким, невероятно жестким противостоянием.
Печать