Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко – о своем решении принять участие в конкурсе на замещение должности мэра Красноярска. Если быть честным, система краевой власти работает таким образом, что комиссия сформирована под конкретного кандидата. Так, что с одной стороны, результат конкурса очевиден. С другой, всякое бывает в нашей жизни.
Важные вещи
Для меня есть две очень важные вещи в этой истории. Первая сугубо профессиональная, вторая - скажем так, местный патриотизм. Я родом из Красноярска.
Мне кажется, что конкурс на должность главы города-миллионника - да и вообще любого города – должен быть конкурентным. Когда из этого конкурса пытаются сделать такую вялотекущую фикцию – это несправедливо по отношению к горожанам. У них и без того отобрали право выбирать руководителя города на прямых выборах. Учитывая, что у меня есть определенный набор компетенций, в том числе управленческих, я решил навязать борьбу местной управленческой команде. Во-первых, через публичное обсуждение собственной программы, во-вторых, через конкурсную процедуру.
Что касается профессиональной деятельности, очень интересно пройти все этапы, которые проходит обычный человек, внезапно захотевший стать мэром. То есть, попробовать встать в другую позицию. Мне, как политтехнологу, кажется это важным с точки зрения взаимоотношений заказчик-подрядчик. Поскольку, когда ты работаешь с каким-то кандидатом очень важно понять, почему он делает те или иные вещи. Знаете, когда сам оказываешься в шкуре кандидата, ты понимаешь, насколько важен, например, труд электорального юриста, насколько сложный процесс у медиатехнологов.
Надо сказать, что мне помогает целая команд моих коллег-друзей, в том числе эксперты Центра ПРИСП. И это дружеский фан дает возможность легкого креатива, который, наверное, в условиях жесткой избирательной кампании, с четкими требованиями от заказчика, невозможен. Мы имеем возможность для творчества и самореализации, что, на мой взгляд, очень интересно для всей команды.
Главные задачи
В Красноярске у любого градоначальника довольно широкий спектр задач. Очень серьезный вопрос экологии. Проблема, с которой, к сожалению, многие просто смирились. Режим «черного неба» стал обыденностью, хотя, на самом деле, считается чрезвычайной ситуацией. И пока власти будут воспринимать это штатным случаем, рекомендуя горожанам не выходить из дома, ничего не изменится.
Здесь есть целый ряд мер, которые необходимо реализовывать. Это запрет на ликвидацию любых зеленый насаждений, даже их перепись. Достаточно серьезные санкции в отношении тех предприятий, которые загрязняют атмосферу. В первую очередь, это компании угольной и алюминиевой промышленности.
Если обратиться к примеру «Норильского никеля», который, прямо скажем, является одним из главных загрязнителей атмосферы в крае, то он кроме экологической модернизации производства, вкладывает в развитие города Норильска порядка 150 млрд рублей. Конечно, многие это связывают с крупной техногенной катастрофой, случившейся на севере края, но и «чёрное небо» не меньшая катастрофа для здоровья красноярцев. Так зачем же ждать, когда это станет критичными? Люди и так основной причиной миграции из Красноярска называют экологию.
А вот, если загрязнители Красноярска – СГК и Русал – вложат в город средства, подобные тем, что вкладывает «Норильский Никель», думаю, за 300 млрд в год Красноярск заметно преобразится к своему 400-летию, которое отметит в 2028 году. Речь идет о вложениях в инфраструктуру, в здравоохранение, в восстановление зеленых насаждений, в научные разработки, потому что Енисей не замерзает, в том числе, «благодаря» деятельности корпорации «En+Group», поскольку Красноярская ГЭС принадлежит этой компании.
Не последнее место занимают тарифы на электроэнергию. Почему-то в Иркутске, где тоже присутствует «En+Group», тарифы ниже. Думаю, если бы собственники Красноярской ГЭС, которые являются одними из загрязнителей воздуха, сделали бесплатную электроэнергию для частного сектора, который отапливается углем, он бы отапливался электричеством. Это бы тоже снизило нагрузку на экологию города.
Проще говоря, предприятия, которые являются причиной режима «черного неба», должны нести за это ответственность. Прежде всего финансовую.
Серьезные проблемы у города в социальной сфере. Красноярску катастрофически не хватает школ и детских садов. У нас уже есть районы, в которых не принимают в школы по месту проживания, при наличии в них двух смен. Рекомендуют пойти в школу в другом районе, так как просто нет мест. И связана такая ситуация с тем, что лоббисты строительного бизнеса забывают о социальной инфраструктуре, а власти это позволяют делать. Эту ситуацию, конечно, надо менять.
В ходе сбора предложений, мы получили обращение от спортивных школ, которые недофинансируются. Более того, муниципальные спортивные школы не могут пользоваться объектами Универсиады, потому что им все достается по остаточному принципу. Получается, Универсиада проходила в Красноярске, а красноярские молодые спортсмены практически не имеют доступа к ее объектам. Это уж никуда не годится.
Если посмотреть на ЖКХ, то тут Красноярск уникальный город. Поскольку крупнейшая управляющая компания украла у красноярцев 2 миллиарда рублей, а потом просто поменяв название продолжила работать.
Еще одна странная, но тем не менее большая проблема – отсутствие коммуникаций внутри власти. Образование не общается со спортом и культурой. Молодежная политика вообще нуждается в кардинальной перезагрузке. То, что сейчас делается в этом направлении – просто формальность.
Общественная палата города практически не собирается. Бывший глава города не только с общественниками не встречается, но и депутатами тоже. Он даже не посещал сессии городского совета.
На мой взгляд, вопрос открытости власти. Может быть, внедрение московских технологий «Активный гражданин», подмосковного «Добродела». как элемент солидарного управления городом, в Красноярске давно назрело.
Печать