Украинцы распродают землю. Как говорят в специализированных агентствах, с начала лета владельцы паев стали активно выставлять их на продажу. С каждым месяцем число лотов только растет.
Во время кризиса в первую очередь разоряется малый и средний бизнес, в том числе сельскохозяйственный, отмечает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Как мы видим, конфликт на Украине пока еще далек от завершения, стороны не готовы к компромиссам. Налицо кризис власти и экономики на Украине.
Более того, если США еще выполняет свои договоренности, то страны ЕС пытаются эти договоренности, скажем так, заиграть. В июле Украина получила рекордно низкую помощь от Евросоюза. Поскольку кризис наблюдается и в европейских странах – и неурожай, и рост стоимости электроэнергии, газовая проблема. Украина явно уходит на второй план.
Но если в Европе кризис только набирает обороты, то смело можно сказать, что на Украине он бушует уже в полную силу. И, скорее всего, к осенне-зимнему периоду мы будем наблюдать пик этого самого экономического кризиса.
А любой кризис – это разорение. В первую очередь мелкого и среднего бизнеса, в том числе и сельскохозяйственного. Экспорт на Украине фактически умер. Если существует, то только формально, Украина вроде бы продает все на свете, но ее каналы сбыта сомнительны. Скорее всего, продажи осуществляются по цене существенно ниже рыночной. Это касается и зерна, которое вывозится через порты Одессы.
Понятно, что мелкие и средние сельхозпроизводители в подобных условиях выжить не могут. И пытаются сбыть активы, которые становятся чемоданом без ручки. Отсюда массовая продажа сельхозугодий в пользу крупного сельскохозяйственного бизнеса.
К слову, это не секрет, крупнейшими владельцами земельного банка на Украине являются несколько компаний, имеющие международные корни. Например, Cargill и Monsanto. Обе они крупнейшие компании по производству семян и защите растений. Monsanto еще является компанией номер один по продвижению ГМО. Так что, не сложно увидеть кому переходят земли мелкого и среднего бизнеса с украинскими корнями.
Напомню, что закон, разрешающий иностранцам владеть сельхозземлями был принят Киевом в прошлом году. С оговоркой, что россиянам владеть украинскими землями запрещено. По сути, данный закон приняли накануне всех последующих событий. И у меня есть внутреннее ощущение, что это все неслучайно.
Глядя на перетекание сельскохозяйственных активов Украины в пользу крупного международного бизнеса, можно предположить два варианта. Либо это условия сделки: помощь взамен активов. Либо это ультиматум, то есть европейцы и американцы, выдавая Киеву кредиты или оказывая другую помощь, выставили условия, что взамен Украина обязана то, то и то. Одним из пунктов вполне может быть переход в другое пользование сельхозвладений.
Все это, к сожалению, будет продолжаться, набирая обороты. Думаю, в сентябре-октябре мы увидим еще больший всплеск разорений. Сезон, с большой долей вероятности, будет провален, несмотря на бодрые заявления украинского правительства, что урожай вроде и неплохой. Так что, остается пожалеть украинских фермеров, которым придется расстаться со своим хозяйством для того, чтобы просто иметь деньги на жизнь.
Печать