Журналист, общественный деятель, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Винокурова – о наблюдении за выборами.В этом году мне предстоит
работать в Ярославской области. Хочу отметить, что данный регион исторически отличается тем, что на выборах дает не очень высокий процент за действующую власть, но и не допускает грубых ошибок при подсчете голосов. Возможно, это отчасти вызвано тем, что в регионе не раз побеждали оппозиционные кандидаты. Тут можно вспомнить и выборы мэра Ярославля в 2013 году, и мандат Бориса Немцова.
В этом году, на мой взгляд, не много сильных альтернативных кандидатов. Например, в Ярославской области не был зарегистрирован кандидат от «Яблока». Насколько я поняла, муниципальные депутаты не захотели подписываться за кандидата, который выступает против СВО на Украине.
В любом случае, моя задача оценивать процесс голосования. Как член СПЧ я открыта к любым сигналам из любых источников - партий, общественных объединений, наблюдателей на местах. Я сразу даю номер своего мобильного телефона, чтобы в случае острой ситуации я бы могла выехать на место событий. Поскольку, как показывает практика, большинство спорных ситуаций решается прямо на месте.
Бывают ситуации, когда не прав наблюдатель. Особенно, если наблюдение ведут молодые люди, которые не до конца понимают, какие нарушения серьезные, а какие нет. Есть ситуации, когда не права избирательная комиссия. Например, в прошлом году самым частым нарушением было то, что не прошивали книги с дополнительными списками избирателей для голосования на дому. На самом деле, просто не все председатели УИКов знали, что данные списки нужно прошивать, а это серьезное нарушение. Понятно, что это был недостаток обучения, и мы, как правило, приезжали на место, требуя, чтобы все прошили при нас.
На мой взгляд, важно понимать, влияет нарушение на ход голосования и дальнейший подсчет или нет. Если оно не серьезное, на итоги голосования не влияет, то всегда проще исправить ошибку на месте, зафиксировав это нарушение. Если же нарушение таково, что оно влияет на ход голосования, решается вопрос о закрытии участка. Но такое бывает довольно редко.
Еще раз отмечу, что работаю со всеми наблюдателями. В том числе пользуюсь картой нарушений ассоциации «Голос» (НКО, внесенное Минюстом РФ в реестр иноагентов), потому что мне кажется, что в ситуации выборов важен не источник, а то, происходит ли нарушение или нет. И, конечно, важно - особенно в ситуации с подсчетом голосов – оперативно разбираться в ситуации. Так как то, что не решается здесь и сейчас, после выборов можно решать годами. А это ведет в никуда.
Печать