Политолог Павел Склянчук – о влиятельных законодательных инициативах на осенней сессии Госдумы и внедрении практики дисконтинуитета.«Заждались!». Таким словом можно охарактеризовать ситуацию за неделю до старта пленарной части осенней сессии Государственной думы.
Традиционный летний перерыв в работе депутатов в этот раз стал поводом для двух экстраординарных по парламентским меркам событий: внепланового заседания нижней палаты 15 июля для утверждения Дениса Мантурова вице-премьером и собрания руководства Думы на Совет 25 августа для принятия заявления к МАГАТЭ по Запорожской АЭС. Оба мероприятия оказались результативными.
Спустя почти два месяца перерыва на работу с избирателями и поездки в зону проведения СВО, Дума возобновляет полномасштабную работу, и первое пленарное заседание состоится 13 сентября. Чем же порадуют народные избранники своих избирателей?
На фоне информационного затишья «законообрабатывающего станка» особенно громко звучат в СМИ две инициативы представителей «Единой России»: депутата Артема Кирьянова о едином операторе цифровой и наружной рекламе, а также депутата Александра Хинштейна о запрете пропаганды ЛГБТ среди взрослых (то есть тех, кто старше 18+), а не только детей.
Примечательно, что за обеими инициативами видны «уши» Роскомнадзора, поскольку именно он бдит за чистотой информационного пространства, и в случае принятия законов расширит свои надзорные функции.
Однако смеем предположить, что такой взгляд на повестку Госдумы является весьма искаженным. Основными темами остаются вопросы противодействия санкциям и всё, что связано с СВО.
Предлагаю вашему вниманию ТОП-3 законодательных инициатив, имеющих важнейшее влияние:
- Главный законопроект осени – это проект трехлетнего федерального бюджета. Год назад, из-за затянувшегося распределения мандатов депутатов и решения организационно-хозяйственных вопросов нового созыва, обсуждение бюджета происходило стахановскими темпами. Большинство из половины впервые пришедших парламентариев толком не сумели не то, что подготовить свои поправки, но и, кажется, разобраться в процедуре обсуждения. На этот раз времени на подготовку было достаточно и следует ожидать жарких баталий о том, как лучше распределить бюджетные средства между регионами и по отраслям. Тем более, что уже к проекту бюджета возникли вопросы у президента, что дает основания для обоснованной критике со стороны парламентских фракций.
- Законопроекты, связанные с интеграцией бывших территорий Украины в правовое поле России. Кто-то говорит о референдумах, другие подразумевает синхронизацию отраслевого законодательства, а кто-то занимается околоСВОшными вопросами – гуманитарная помощь, льготы участникам и ветеранам, работа с переселенцами и т.д.
- Антикризис. Инициативы, направленные на спасение отечественной экономики от беспредельных санкций и торгового кэнселинга, не закончились. И чем дальше, тем, возможно, сложнее будут даваться решения, связанные с влиянием государства на бизнес и распределением экспортных доходов – бюджетное правило, консолидированные группы налогоплательщиков, специальные инвестконтракты (СПИК 2.0), рыбопромысловые квоты, акциз на жидкую сталь и т.д. – это все предмет законодательного регулирования.
Исходя из этого, ключевой станет деятельность четырех комитетов: по бюджету и налогам (А.Макаров), по экономической политике (М.Топилин), по финансовым рынкам (А.Аксаков) и по госстроительству (П.Крашенинников).
Если смотреть на работу Госдумы под таким углом, то роль парламента в политической системе становится весьма значительной. Конечно, будут и социально-ориентированные инициативы, но основные законы будут относиться к трем перечисленным выше направлениям.
В настоящее время в законодательном портфеле парламента находится 1339 законопроекта, из них почти 1 тысяча были разработаны, внесены в Госдуму до 24 февраля 2022 года. В этой связи у ряда экспертов и депутатов звучат (в шутку или всерьез) идеи провести переоценку их актуальности в новой социально-экономической реальности, и возможно некоторые стоит вовсе «обнулить».
В парламентской практике некоторых стран такое правило называется дисконтинуитет – технология отклонения законодательных инициатив без принятия парламентом публичного решения по истечении заранее установленного срока (
подробнее здесь). Отсутствие жестких временных рамок при подготовке законопроектов правительством этим летом породило ситуацию, когда несмотря на завершение сессии, инициативы продолжали поступать. В итоге получалось так, что это якобы парламент затягивает рассмотрение инициатив «из-за отпуска». На самом деле, выполнение представительских функций у депутатского корпуса требует нахождения за стенами здания на Охотном ряду. Вместе с тем, множество случаев затягивания подготовки отзыва правительства на депутатские инициативы или внесение поправок по истечению установленного срока остается как бы за скобками и считается приемлемым. Возможно, внедрение мягких форм дисконтинуитета позволило бы в будущем избежать организационных эксцессов этого лета и повысить качество законодательного процесса.
Печать