Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о контрнаступлении ВСУ в районе Балаклеи.1. Наступление на данном участке командование ВС РФ очевидно проспало. Дело не в оголённой линии фронта, незначительных ресурсах на передовой и в населённых пунктах, наличии мобилизованных и плохо подготовленной обороне. Такая ситуация есть на разных направлениях и является производной от критической нехватки ресурсов российской стороны. Главным признаком провала является отсутствие в оперативной близи достаточных для купирования прорыва резервов. Они начали подходить в район лишь на третий день кризиса, предположительно, с территорий у границы или вообще с территории РФ.
2. Проблема не является системной и лежит в зоне ответственности руководства конкретного участка фронта. За последний месяц ВСУ предпринимали похожие атаки ещё на трёх-четырёх направлениях, включая Северск, Харьков, Херсон, относительно идентичными силами и схожей тактикой. Однако были отбиты с большими потерями. Часто зоны накопления украинских частей для атаки заблаговременно накрывали артиллерией и авиацией. На балаклейском направлении либо проспала разведка, либо по каким-то причинам не были отданы соответствующие приказы. Ещё раз отмечу, что изюмская группировка месяцами стояла на месте, не имея сил и ресурсов для наступления. Соответственно не оказалось и ресурсов для обороны.
3. Героизм ограниченных частей ЛДНР, Росгвардии и армейцев, затормозивших наступление ВСУ в ряде населённых пунктов, позволил выиграть время для переброски резервов и организации обороны по линии Изюм и Купянск. Но за три дня оперативный кризис достиг такого масштаба, что предположить хитрые манёвры ВС РФ для удара по флангам прорвавшихся частей и последующего окружения больше невозможно. Две группы ВСУ соединились, на плацдарм зашла бронетехника, украинцы укрепляют оборону на новых позициях. Территория на данный момент потеряна.
4. Вызов ближайших дней – оборона Изюма и Купянска. Если ВС РФ удастся их отстоять, кризис можно считать локальным, хоть и болезненным. Важны дальнейшие решения Генштаба РФ. Украина бросила в наступление значительные ресурсы с окрестных направлений, хоть и не поражающие воображения. Потери значительные, будут ещё больше в случае упорных городских боёв. В то же время потери ВС РФ на данный момент намного скромнее, если не считать территориальных и имиджевых. Перевес в огневой мощи по-прежнему у России. Стоит задача воспользоваться ситуацией для ликвидации накопленных резервов ВСУ, что важнее контроля над населёнными пунктами.
5. ВСУ очень умело использовали свои сильные стороны, обнаружив уязвимость обороны ВС РФ и тактически грамотно спланировав операцию. «Летучие» пехотные соединения на лёгкой броне с последующими волнами украинских солдат и техники локально нивелировали преимущество российской стороны в воздухе (артиллерии тут и не было). Очень эффективно сработали ДРГ в тылу и на коммуникациях. Пока в сетях разгоняли истории про Хаймерсы и прочие западные чудо-средства, которые должны дать украинцам какие-то преимущество, в балаклейском кейсе ВСУ по сути реализовали банальную тактику, используя перевес в живой силе. И всё же речь скорее об ошибках обороны, нежели гениальности атаки.
6. Потери России на данный момент в большей степени политические и имиджевые. Хотя анализировать их стоит лишь после окончания всей операции. Если территории удастся вернуть, нанеся значительный урон ВСУ, судить будут по итогу. Тем не менее, вопрос о референдуме в Запорожье и Херсоне подвешен. Истерики в соцсетях вообще нет смысла обсуждать: страна по-прежнему не готова к большой войне, включая граждан, следящих за сводками. Как известно, милитаризм возбуждает только победами.
7. Вопрос о большой стратегии России в данной войне остаётся открытым. Что характерно, даже с «диванов» предположений мало. Ощущение некоего тупика характерно лишь для близкого горизонта прогноза. Военные втягиваются в долгую кампанию. Торможение последних месяцев было реакцией на подготовку отражения контрнаступления ВСУ. Проспали только Балаклею. Смотрим планы на зиму.
Печать