Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о роли оппозиции в ходе выборов и перспективах ее трансформации.В этих выборах де факто не участвует по разным причинам, в том числе – по причине своего отсутствия в качестве политического субъекта. Эти выборы, на мой взгляд, не обладают самостоятельным политическим значением. Те люди, которые в них участвуют от лица оппозиции, в лучшем случае разминаются на глазах у компетентных и не очень органов. Хотелось бы, чтобы по итогам этой кампании у как можно меньшего числа представителей оппозиции возникли проблемы с силовиками.
Развилки выбора, на которых вопрос о субъектности оппозиции зависел от нее самой, уже позади. Ключевые факторы сейчас лежат за пределами поля, на котором что-то зависит от воли людей оппозиционных взглядов. Если ситуация в стране будет меняться (а это, так или иначе, неизбежно) будет появляться все больше и больше альтернатив относительно выхода из текущего кризиса.
И нужно сделать важную ремарку: сейчас термин «оппозиция» во многом утратил четкое значение. Сейчас, на мой взгляд, самой значимой оппозиционной силой являются «турбопатриоты». Они прямо на глазах становятся «новой оппозицией», размышляя над двумя вопросами: что идет не так и как это исправить? Те же вопросы задают себе миллионы людей, которые ранее в политике не участвовали. Она постепенно добирается до них, пусть зачастую и в вульгарной и грубой форме. От того, какие ответы найдут эти люди, зависят и перспективы появления «новой оппозиции».
По мере развития ситуации альтернативные предложения по поводу дальнейшего развития страны появляются у разных политических сил. Текущий кризис ставит вопросы не только перед догматиками, которые не могут выйти за рамки предшествующего опыта, но и перед политиками-новичками, которые ранее шли в фарватере других сил.
При этом многие «вчерашние оппозиционеры» не предлагают никаких вариантов выбора. Они продолжают произносить те же речи и использовать ту же тактику, что и 10 лет назад, что сейчас совершенно невостребовано. Их можно сравнить с персонажами компьютерной игры, которые застряли в текстурах и судорожно пытаются произвести движения, на которые их запрограммировали.
Печать