Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о грядущем проекте основ госполитики РФ в области МСУ до 2030.
Отвлечёмся немного от прошедшей «специальной электоральной операции». Так сказать, взглянем на грядущее.
В декабре сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Развивая положения конституционных поправок 2020 года, инициатива закрепляет местное самоуправление (МСУ) как один из уровней единой системы публичной власти. Кроме того, изначально проект предусматривал упразднение поселений, исключал из форм участия населения в осуществлении МСУ такие инструменты, как конференция граждан (собрание делегатов) и правотворческая инициатива граждан, а также усиливал влияние органов госвласти на муниципалитеты и ответственность глав муниципальных образований перед главой региона.
В принципе, чтобы понять вектор муниципальной реформы, достаточно было прочитать первую статью законопроекта. Если, согласно действующему сейчас закону, местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя и форма осуществления народом своей власти, то проект определяет его как «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации *форма самоорганизации граждан*».
В общем, как деликатно охарактеризовал процесс в своей статье коллега
Вячеслав Зикеев, налицо — «технократизация местного самоуправления».
Инициатива вызвала бурную дискуссию среди экспертов, проскочила первое чтение и была отложена до осени (появились дела поважнее). Нас в предстоящих изменениях заинтересовал вот какой аспект.
Дело в том, что в марте 2020 года Владимир Путин поручил правительству не позднее 1 октября 2021 года представить проект основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года. Непосредственно готовить проект документа должен был Минюст России.
Выступая на экспертных площадках, представители Минюста России, анонсировали, что новые основы госполитики в области развития МСУ будут направлены на цифровизацию управленческих процессов, совершенствование дистанционных форм оказания муниципальных услуг, развитие территориального общественного самоуправления и агломераций, а также и сохранение поселенческой структуры на территориях с высокой плотностью населения. Ну, то есть, вежливо говоря, ориентиры не во всём совпали с содержанием законопроекта, внесённого в декабре. При этом, как ведомство сообщило на своём официальном сайте, проект соответствующего президентского указа был подготовлен и направлен в правительство 17 мая 2021 года.
Нам стало интересно. С одной стороны, в мае в правительство направлен проект указа об основах госполитики развития МСУ. С другой стороны, через полгода, в декабре, в Госдуму внесен законопроект, предполагающий коренную перестройку системы местного самоуправления. При этом, если верить публичной информации, документы между собой местами не очень согласованы.
Чтобы не терзаться сомнениями, мы обратились в Минюст России с просьбой разъяснить, где можно ознакомиться с актуальным проектом основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года. Большое спасибо ведомству за быстрый, а главное — содержательный, не «отписочный» ответ.
Как оказалось, легкий рассинхрон заметили не только мы. Поэтому проект основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года дорабатывается, и увидим мы его после 1 декабря 2022 г. Что же, будем ждать.
Печать