Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о последствиях конституционного референдума в Чили. В стране начался сложный переговорный процесс между ведущими политическими силами. Президент поменял правительство, а правые его игнорируют. Рассказываю про последствия конституционного референдума в Чили.
Кратко напомню сюжет вокруг референдума. «Наследие Пиночета» в виде неолиберальной конституции позволило стране стать одной из самых богатых и успешных в Латинской Америке. Заложенные в ней рыночные механизмы позволили избежать пути Венесуэлы с уничтоженной экономикой. Но обратной стороной пиночетовской конституции стал рост разницы в доходах среди населения. Богатые зарабатывают очень много, бедные и средний класс — не очень, сталкиваются с бытовыми трудностями и высокими ценами.
И вот в 2019 году власти поднимают цены на проезд в метро, буквально на 4 цента и все чилийские провинции взрываются в общем пожаре социального недовольства. Дальше по классике: столкновения, невнятные и запоздалые заявления правительства, уступки, публичный торг. Кульминацией стал референдум о необходимости принятия новой конституции в 2020 году. Почти 80% населения проголосовали за. Начинается разработка проекта новой конституции.
С этого момента и вплоть до голосования 4 сентября в стране царит тотальный левый дискурс. Орган разработки нового основного закона, Конституционная ассамблея, работает по «левым стандартам» — квотам и гендерному равенству. Больше половины избранных делегатов впервые в политике, не представляют партии или классические движения. Правые почти не представлены, Ассамблея напоминала марксистский кружок, где прогрессивные либералы спорили с неомарксистами и коммунистами.
Новый проект конституции появляется на свет и сталкивается с жёсткой критикой. Почему? Вместо реалистичного документа, тотальный передел государственного устройства, квоты, паритетная демократия и провозглашение многонациональности. Людям это не нравится, они не хотят превращаться в Чилисуэллу и разделять нацию, ведь чилийцы — один народ. Первые опросы показывают недовольство новым проектом. Наступает день голосования 4 сентября и сторонники левой конституции повержены, абсолютное большинство населения против (62%). И вот тут начинается самое интересное.
Реакция левых сил на поражение. Когда в США кандидат от Демпартии проигрывает Республиканцам, мейнстримные медиа кричат о возвращении нацизма, фашизма и трампизма в страну, расколотой нации и прочих журналистских клише-страшилках. Первые лица Чили, партии, президент, поступили иначе. Во-первых, они признали результаты референдума и не сомневались в них. Во-вторых, они признали выбор своих граждан и признали, что проект не удовлетворял запросам чилийцев.
Среди первых лиц левой интеллигенции, даже председателей Ассамблеи звучали слова о необходимости уважать выбор людей, о важности ценить демократические институты и поиске компромисса. Удивительно, никто не называл людей тупыми и расистами. Наверное, так и работает национальное государство, когда даже представитель коммунистической партии Даниэль Жадью признал «мандат народа». Как написал разработчик проекта юрист Игнасио Аччура: «Чилийский народ сказал своё слово и мы должны уважать его».
Проект конституции был личным делом президента Габриэля Борича и он со смирением начал работать над решением главного вопроса — как принять новый документ без левых экивоков и решить запрос протестов 2019 года.
Поиск консенсуса и новая конституция. В течение 48 часов после поражения на референдуме, Борич поменял 6 глав министерств. Кабинетная встряска избавила правительство от спорных личностей вроде бывшего министра внутренних дел Изкии Сичес. Её фигура вызывала много вопросов среди представителей левых и правых политических сил, поэтому это решение назревало давно.
Новый проект конституции стал предметом торга. Хотя президент поменял часть своего правительства, все новые министры представляют только левые партии. Борич заявляет, что новый черновик конституции будет разработан при помощи Конгресса и других фракций. Но оппозиция в лице коалиции правых «Вперёд, Чили!» отказывается встречаться с президентом, пока тот не поменяет состав своей команды и не введёт консерваторов в правительство. В ответ на это левые сказали, что не хотят подгонять правых и готовы предоставить им время для совместного решения проблемы.
Левые силы предлагают провести очередную Ассамблею, но уже с привлечением более широкого спектра политических партий и отдельного пула экспертов. Социологическое исследование от 4 сентября показывает, что только 22% чилийцев хотят созыв новой Конституционной ассамблеи. За разработку новой конституции экспертами выступает 37% населения.
Предстоящие переговоры между левыми и правыми по разработке новой конституции интереснее, чем избирательные кампании в некоторых странах.
Печать