Госдума одобрила во втором и третьем чтениях законопроект с поправками в Уголовный кодекс России. В УК вводится целый ряд новых статей и положений.
По сути, данные изменения - это восполнение пробелов в уголовно-правовом регулировании, комментирует нововведения юрист, директор юридического центра «Фаворит» Никита Муравьев.Первое, что стоит отметить - новые составы преступлений, которые вводятся в УК РФ.
Во-первых, мародерство. Под ним понимается изъятие продовольствия или имущества граждан с корыстной целью в период военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. В целом предлагаемая формулировка вполне логична и сбалансирована. За исключением положения о вынужденной необходимости. По большому счету, к данному определению можно подвести очень многие ситуации. Особенно в части изъятия продовольствия или транспортных средств.
Второй пункт - добровольная сдача в плен. Данное понятие конкретно не раскрывается. При этом, в статье предлагается ввести примечание, согласно которому допускается освобождение от уголовной ответственности за добровольную сдачу в плен, совершенную впервые, если при этом военнослужащий принял меры к освобождению и возвращению на место постоянной дислокации своего подразделения и не совершил иных преступлений за время пребывания в плену.
Также введены новые составы преступлений в части нарушения контракта по государственному оборонному заказу. В частности, за отказ или уклонение от заключения госконтракта. Причем, предусмотрены составы, как для рядовых граждан, так и для должностных лиц.
Статья 332 УК РФ - неисполнение приказа - дополнена частью 2.1. Чем фактически тоже предусмотрен новый состав преступления. А именно, неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке в период военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, либо Отказ от участия в военных или боевых действиях. Здесь восполняется пробел в регулировании, поскольку ранее было возможным для некоторых военнослужащих отказываться от участия в военных или боевых действиях, которые проводились за пределами Российской Федерации. И уголовной ответственности за это не было.
Следующий раздел - это расширение имеющегося состава преступления. Речь идет об ужесточении ответственности за ряд противоправных действий, если они совершены в период мобилизации, военного положения, военного времени, либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. Данные изменения коснулись следующих составов преступлений: сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333 УК РФ); Насильственные действия в отношении начальника (статья 334 УК РФ); самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ); дезертирство (статья 338 УК РФ); уклонение от исполнений обязанностей военной службы путем симуляции болезней или иными способами (статья 339 УК РФ); нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной и караульной службы ( статьи 340, 341, 342 УК РФ); нарушение уставных правил внутренней службы и патрулирования в гарнизоне ( статьи 344 УК РФ) и умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, а также его утрата (статьи 346,347,348 УК РФ).
Наиболее серьезное, на мой взгляд, дополнение введено в статью 337 - самовольное оставление воинской части или места службы. Оно приравнивает граждан, пребывающих в запасе и проходящих военные сборы, к военнослужащим по контракту, в случае совершения ими описанных выше преступлений, а также в случае неявки на сборы в срок без уважительной причины.
Еще стоит отметить, что информация о том, что в УК РФ введены понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», появившаяся в некоторых СМИ, неверна. В Российской Федерации давно существуют нормативно-правовые акты, которые содержат определения этих понятий. Это и федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», и федеральный конституционный закон «О военном положении».
Печать