Уже этой зимой украинцы могут не увидеть на полках магазинов тепличных овощей (помидоры, огурцы, зелень, пекинская капуста и т.д.), да и в целом овощи подорожают. Дело в том, что фермеры отказались от зимнего сезона текущего года, и после сбора осеннего урожая больше ничего не будут выращивать до весны. Такая же ситуация наблюдается и во многих странах Европы.
Связано это в первую очередь с повышением цен на энергоносители и топливо в целом, комментирует сложившуюся ситуацию управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Европейцев подвела еще и погода. Италия, Франция и Испания потеряли добрую часть урожая, а это основные аграрные регионы Евросоюза. Кроме того, в силу роста цен на электроэнергию тепличные овощи становятся очень дорогими. Получается такая экономика на грани, а иногда и за гранью рентабельности. Электроэнергия в ЕС дорожает в десятки раз, и это не преувеличение, это факт.
Что касается России, то это сегодня одна из немногих стран, которая наращивает тепличное производство овощей. Все больше инвесторов, видя перспективу, вкладывают деньги в данное направление сельского хозяйства. Спрос на овощи постоянно высокий, мы уже привыкли есть огурцы и помидоры круглый год, в отличие от Советского Союза.
Если посмотреть на статистику, то в текущем сезоне производство тепличных огурцов у нас увеличилось на 45%. Это довольно много. В целом урожай тепличных овощей, по оценке Минэкономразвития, составил 1,6 млн тонн, что в два раза больше, чем в 2014 году.
Важный момент, круглогодичный спрос на овощи вызвал рост конкуренции на этом рынке. И это напрямую сказывается на ценах. Всю вторую половину лета и сентябрь мы наблюдаем в этих позициях дефляцию. С одной стороны, это сезонное снижение цен, с другой - есть тенденция к тому, что и в зимний период дефляция в секторе овощей сохранится. Мы подходим к уровню перепроизводства. А значит поставщики будут просто вынуждены снижать цену.
Конечно, свои коррективы может внести внешнеполитическая обстановка, в том числе санкционное давление. Но у Европы сейчас осталось очень мало места для маневров. Более того, в производстве овощей мы ни от кого не зависим. У России все свое - сортовые культуры, удобрение, дизель, электроэнергия.
Здесь, на мой взгляд, стоит отметить роль Алексея Гордеева, который был министром сельского хозяйства до 2009 года и начал выстраивать систему продовольственной безопасности. Именно он заложил фундамент той программы, которую продолжили развивать его приемники на посту главы Минсельхоза.
Печать