Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников - о роли Узбекистана в международной повестке.Узбекистан активно продвигает свою международную позицию. Недавно прошел форум ШОС в Самарканде. С целым рядом инициатив там выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Затем на 77-ой сессии Генассамблеи ООН министр иностранных дел республики Владимир Норов эти инициативы развивал.
Узбекистан сейчас явно выходит за рамки только регионального развития и включается в формирование глобальной международной повестки. Узбекистан говорит о международной безопасности, активно поднимает тему Афганистана, что очень важно. Целый ряд стран Центральной Азии заинтересован данную ситуацию разрешить.
Звучат очень важные, на мой взгляд, заявления о водных ресурсах и изменении климата. Для Центральной Азии водные ресурсы - это один из жизненно важных элементов. Вопросы Аральского моря, вопросы таяния ледников и дальнейшее использование этой воды, которые также обсуждались на Генассамблее, входят в комплекс тех мер, которые важны не только для Центральной Азии.
Если обратиться к выступлению Владимира Норова на Генассамблее ООН, то очень интересна та часть, где говорится о молодежи. Попытка включить молодежную повестку в обсуждение будущего мироустройства, на мой взгляд, очень важна. По сути, это новое направление в международной повестке, и это не Грета Тунберг, которая подыгрывает различным глобальным группам интересов, а просто разговор о будущем - о детях, о той молодежи, которая будет жить в формирующемся сейчас мире.
А если мы говорим о формирующемся мире, то это вопрос о международных институтах. Прежде всего, это ООН, конечно. Изменение, актуализация структуры ООН, чтобы она могла реально вмешиваться в существующие конфликты и принимать адекватные решения, а не просто фиксировать status quo и выступать, как сторонний наблюдатель, - это очень важно.
И эту тему, замечу, озвучивают не Соединенные Штаты, которые явно продвигают свою узкоспецифическую точку зрения (как бы поуправлять ООН дальше), а Узбекистан и те страны, которые заинтересованы в равноправии на площадке ООН. Заинтересованы в том, чтобы там был услышан голос всех государств, и все государства имели бы равные возможности свои предложения вынести на международное обсуждение.
Можно сказать, центрально-азиатский регион становится современной зоной трансформации, когда государства из системы, созданной в конце ХХ века, модернизируются до системы государственного управления, актуальной в первой трети ХХI века. В Узбекистане прошли публичные слушания по изменению Конституции. Теперь они будут вынесены на референдум. Период государственного реформирования проходит Казахстан, Туркмения и Киргизия.
Это на самом деле важно. Эти реформы заметны, их будут изучать, влияние данных территорий на долгосрочные проекты будут исследовать другие страны. Узбекистан становится одним из центров, где принимаются серьезнейшие мировые решения (и саммит ШОС, и выступление на Генассамблее ООН Норова тому подтверждение).
Саммит ШОС стал весьма успешным для всех участников организации. Развитие данных интеграционных процессов - это то, что полностью лежит в зоне интересов и России, и Узбекистана, и всех государств, которые сейчас активно стремятся войти в ШОС. Дальше уже речь о развитии направлений на юг и восток. А это те направления, которые сейчас активно обсуждает и в которых заинтересованы многие другие государства.
Печать