Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко - о том, благодаря чему бразильцам удаётся очень быстро подводить итоги голосования.Вчера в Бразилии
прошёл день голосования по всеобщим выборам. Всеобщие они потому, что избирается не только президент, но также национальный парламент, легислатуры штатов и губернаторы.
Нас интересуют исключительно выборы президента. Уже понятно, что будет второй тур. Но возникает вопрос: а как в одной из самых больших стран мира удаётся так быстро подводить итоги голосования?
Все дело — в особенной системе электронного голосования. И скажем прямо, организаторам диджитализации избирательного процесса в России точно следовало бы изучить бразильский опыт.
Впервые новая система электронного голосования была апробирована в 1996 году, а практический дебют системы состоялся на президентских выборах 1998 года.
Опыт признали успешным, и в 2000 году был объявлен переход всех выборов в формат электронного голосования, что и было впервые в мире использовано на всеобщих выборах в 2002 году.
Примечательно, что идеологией внедрения нового электорального механизма было исключение из процесса подведения итогов голосования «человеческого фактора» (двойное голосование, переписывание протоколов, иные фальсификации). Важно также понимать, что фоном для успешного внедрения прогрессивного инструмента служил скандал, разразившийся при подведении итогов на президентских выборах в США, когда в схватке между Джорджем Бушем-мл. и Альбертом Гором фокусы электоральной математики очень ярко проявили себя.
Система электронного голосования продемонстрировала свою эффективность, завоевав при этом доверие избирателей и позволив подсчитать 115 млн. голосов за 7 часов.
Кстати говоря, успех бразильской электоральной технологии оказался ещё и триумфом бразильской промышленности, поскольку механизм был разработан в университетах Уникампа (г. Кампинас) по заказу Высшего электорального трибунала (TSE).
Как же работает технология, названная «электронной урной», с точки зрения избирателя?
На участке избиратель должен набрать на аппаратном модуле номер, под которым зарегистрирован кандидат, и подтвердить свой выбор (см. ниже разъясняющий ролик).
Например, на нынешних выборах фаворит предвыборной гонки, экс-президент Луис Инасиу Лула да Силва, был зарегистрирован под номером 13, а его оппонент, действующий бразильский президент Жаир Болсонару — под номером 22.
Для тех же избирателей, кто не видит в имеющихся кандидатах ни одного достойного, есть две возможности выразить свой протест — «пустое голосование» и «недействительное голосование».
Пустое голосование — это аналог известного всем голосования «против всех». Для этого избирателю достаточно нажать на электронном комплексе кнопку «пусто» (branco).
Недействительное голосование — аналог технологии по порче избирательных бюллетеней, избиратель просто вводит на аппаратном комплексе цифру, которой не соответствует ни один зарегистрированный кандидат.
В бразильском политикуме распространён миф, что при массовом пустом или недействительном голосовании можно сорвать выборы, признав их недействительными. Однако это не так, закон и даже конституция республики прямо предусматривают, что при подведении итогов учитываются только действительные голоса избирателей.
Забавно, но именно показавшую себя как эффективную, быструю и прогрессивную систему электронного голосования, внедрённую под знаменем борьбы с фальсификациями и признанную международным экспертным сообществом, решил атаковать пытающийся переизбраться Жаир Болсонару, сделав борьбу с электронным голосованием одной из тем своей кампании.
«Система непрозрачна и позволяет украсть наши голоса, поэтому без бумажного бюллетеня ей не может быть доверия!» — объявил бразильский политик, начитавшись, видимо, критиков российского ДЭГ (disclaimer: ирония).
Впрочем, несмотря на широкую кампанию по критике электронных урн, дискредитировать систему не удалось, — в первую очередь благодаря эффективным действиям Высшего электорального трибунала (TSE).
Именно благодаря прогрессивной технологии бразильцам удаётся быстро подводить итоги голосования и при этом не в ущерб общественному доверию (легитимности).
Печать