Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый задается вопросом о том, зачем нужно было дождаться крымского теракта, чтобы разменять поражение «символа» на демонстрацию настоящих возможностей РФ. Насилие всегда порождает новое насилие. Эскалация всегда ведёт к новой эскалации, в том числе (или особенно) в случае ответа, поскольку на каждом последующем этапе противники причиняют соразмерный, но чуть более болезненный ущерб, чтобы показать инициативу, а не месть.
И все же между этапами эскалации возникает небольшое окно, когда стороны могут договориться, либо самостоятельно, либо при посредничестве третьих игроков. Для этого они (а желательно и посредники) должны понести достаточный урон, чтобы согласие на диалог не казалось слабостью ни для сограждан, ни для свидетелей.
Преждевременная демонстрация силового потенциала слишком быстро двигает ситуацию к эмоциональной разгрузке: раз мы такие слабые, то и терять нам нечего. Но и вам мы жизни не дадим, особенно если со стороны помогут. Примерно это мы наблюдали в режиме стояния российских войск у Киева и выхода на переговоры в Турции.
Нужно было дождаться крымского теракта, чтобы разменять поражение «символа» на демонстрацию настоящих возможностей РФ по схлопыванию Украины за десяток дней, подобных сегодняшнему. Стоит ли это жизней наших солдат?
Проблема в том, что прокси-кампания на Украине все ещё вписана в контекст большой игры, является лишь частью переговорного трека с Западом. Дозреть должна не Украина, а менеджеры данного конфликта. Как можно догадаться, для них удары по энергосистеме Украины или мостам или ж/д не аргумент. Ровно до той поры, пока варианты противостояния с Россией не сужаются до военных аргументов Украины, и её существование не начинает иметь значение.
Чтобы разойтись с адептами хитрых планов, отмечу, что Москва изначально разрушила для себя логику достойной игры, сделав ненормально высокую ставку на силовую компоненту, не имея ресурсов для этого. Решиться на кампанию при таких резервах можно было лишь при реальной угрозе нападения на Донбасс - но этого мало: при понимании, что Донбасс непременно падет в ходе этой атаки. А тут уже вопросы к кураторам Донбасса. Как они довели республики до такого состояния.
И в это тоже верится, глядя на мобилизованных Донбасса. Уникальные победы передовых частей ЛДНР - вопреки. Без них мы бы впали в уныние уже в мае.
Все геополитические хитрости данной войны выстроены вокруг мужества и стойкости русского мужика, чеченского лихача или якутского охотника. Ими, как и веками, прикрывают величавость кремлёвских мудрецов, зоркость генералов и прозорливость советников.
Печать