Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о вариантах причин начала СВО. Надеялся, что никогда не придётся возвращаться к
этому тексту.
Но попросили вместе с оценкой того, почему накануне 24 февраля военные действия казались нереальным развитием событий. Действительно, предсказать СВО было сложно. Если кратко.
1. В тексте дана довольно точная оценка количества российских войск у границ с Украиной: 100-120 тысяч человек (возможно, было чуть больше). Эти расчеты бьются с
последними данными. Рассчитывать, что такими силами может быть проведена успешная наступательная операция было сложно. Кроме того, к военным действиям не готовилась административно-управленческая система страны. Никаких признаков подготовки к СВО не было.
2. Этот факт подводит нас ко второму пункту: Владимир Путин никогда не был сторонником рискованных решений. На всём протяжении своей карьеры он был осторожен и играл вдолгую.
3. Аргументы, по которым Россия решилась на военную кампанию, известны: угроза атаки Донбасса. Однако по состоянию на начало 2022 года не было никаких признаков такого сценария ни с точки зрения внутриполитической ситуации, ни исходя из внешнеполитического позиционирования Украины. Владимиру Зеленскому на тот момент атака на Донбасс была невыгодна. Однако угроза милитаризации Украины, возведения натовской инфраструктуры и значительного усиления ВСУ была реальной. Возможно, наблюдатели её недооценивали и именно это стало причиной решения российского руководства.
4. Искать признаки мотивации Москвы следует в ноябре 2021 года, когда последовал жесткий ультиматум Альянсу. Такое резкое повышение ставок на тот момент было необъяснимо и казалось, что есть дипломатическая пауза перед новым витком эскалации. Но, как известно, Вашингтон отказался разговаривать с Москвой, возможно, не оставив ей иного выбора.
5. Серия решений американского руководства показывала, что Вашингтон переориентируется на длительное противостояние с Китаем, аккумулируя резервы в тихоокеанском регионе и выводя войска с Ближнего Востока и Афганистана. Было предположение, что американцы могут Украину оставить на балансе Европы и НАТО, заключив с русскими прямой договор, тем самым гарантируя наш нейтральный статус в треугольнике США-Китай-Россия. Есть точка зрения, что Байден переиграл Путина, заманив его в ловушку. Однако стратегически американцы проигрывают линию на изоляцию Пекина, продолжая толкать Москву к глубокому сотрудничеству с КНР.
6. Наконец, что накануне февраля 2022 года, что сейчас нет рационального объяснения, почему европейские лидеры самоубийственно соглашаются на уничтожение своей экономики, отказываясь от мирной платформы с Россией и дальнейших торговых отношений. Вероятно, мы недооценили глубину интеллектуальной деградации европейских политиков и корыстный интерес американских элит, вгоняющих союзников в неконкурентное экономическое поле.
Печать