Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов - об изменениях способов ведения специальной военной операции.Переход СВО в новое качество связан не только с необходимостью демонстрации «красных» линий Украине и Западу, а такой «красной линией», конечно, является Крымский мост, удар по которому был нацелен на то, чтобы нанести максимальный ущерб репутации России, поставить под сомнение военную мощь и политическую субъектность РФ. Конечно, российская реакция в этой ситуации является адекватной.
Но хочу подчеркнуть, что речь не только об этом. А о тех решениях, которые были приняты президентом 21 сентября. Именно они являются ключевыми, поворотными для СВО.
На мой взгляд, есть несколько факторов, которые свидетельствуют о переходе спецоперации на новый качественный уровень. Первый фактор - это вхождение в состав РФ четырех новых субъектов и безусловная необходимость в защите граждан России, рубежей российской территории. Сейчас вести речь о том, что мы может что-то уступить, пойти на какие-то компромиссы в отношении этих земель ради мира невозможны. Любые покушения на территорию новых субъектов РФ являются покушением на территориальную целостность и суверенитет России. С какой бы стороны они ни исходили. Поэтому переформатируется характер операции, которая сейчас должна быть направлена прежде всего на защиту российской территории.
Второе - это численный перевес, который получила украинская армия в результате 5-ти волн мобилизации, а также нескончаемый поток вооружений, который идет от США и их сателлитов вкупе с разведданными, инструкторами и прочим военным сопровождением создали новую реальность, в которой Россия должна максимизировать свои усилия для достижения целей СВО. Отсюда и частичная мобилизация, и изменения системы управления, координации действий в рамках спецоперации. А именно введение должности командующего СВО, которым стал генерал Суровикин.
Это очень серьезные изменения. И они свидетельствуют о том, что цели операции остались неименными, но характер, методы, акценты претерпели определенную трансформацию с учетом тех результатов, которые достигнуты, и с учетом тех вызовов, которые сейчас стоят.
Хочу подчеркнуть, что действия России по-прежнему направлены не против украинского народа. Россия стремится минимизировать потери среди гражданского населения в отличие от Украины. Действия России направлены на создание условий, которые будут препятствовать активности ВСУ. Думаю, удары по инфраструктурным объектам Украины являются вполне ожидаемыми.
Хочу отметить, что на Западе до позавчерашнего дня был распространен миф о том, что Россия не способна производить современное оружие, и поэтому она не бьет по Украине. Но сейчас эксперты Стокгольмского института проблем мира и войны - самой известной западной структурой - вынуждены были признать, что эти выводы были ошибочными, и у России имеется достаточный потенциал.
Иными словами, Россия не осуществляла ракетные удары в надежде, что политические элиты на Западе и на Украине поймут бесперспективность своих действий. Но мы получили заявления от Запада о том, что Россия беспомощна, а Украина всесильна и может одной рукой Россию победить. Что никаким реалиям, конечно, не соответствует.
У России не просто достаточно сил, но и есть достаточно эффективные способ (и это хорошо знают на Западе) выключить украинскую армию из военных действий в течение считанных часов. Но мы пока не применяем ковровые бомбардировки в отличие от Запада, который их применяет везде и по любому случаю. И речь тут не о тактическом ядерном оружии, которым Запад постоянно пугает своего обывателя, речь об обычном вооружении, которое может очень быстро уничтожить армию Украины. Но это может привести и к достаточно большому количеству побочных жертв среди мирного населения.
Пока Россия не включила в дело эту свою военную мощь. Пока такое оружие мы не используем, а используем высокоточные ракеты, иные способы нанесения ударов по инфраструктурным объектам, рассчитывая на то, что Украина и Запад поймут, что пора переходить к скорейшим переговорам.
Печать