Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о дискуссионных моментах в «геополитической» речи Жозеппа Борреля.На днях верховный представитель ЕС по внешней политике Жозепп Боррель произнес на встрече послов Евросоюза программную речь о геополитических перспективах. И она изобиловала откровенно дискуссионными моментами.
Боррель подчеркивает, что старого мира, в котором благосостояние Европы основывалось на дешевых энергоносителях из России и китайском рынке, больше не существует. Однако в данном случае речь идет об откровенно поспешном выводе. Китай не дистанцировался от Европы в связи с конфликтом на Украине и тем более его лидеры не демонстрируют готовности и желания сокращать экономические контакты с ЕС. Пекину, по большому счету, безразлична судьба Украины. Головная боль КПК – это Тайвань, однако лидеры Евросоюза благоразумно решили не вмешиваться в конфликт США и Китая. Поэтому «прощание с Поднебесной» происходит явно преждевременно.
На то, чтобы полноценно диверсифицировать на постоянной основе экспортные потоки углеводородов, у России, скорее всего, уйдут годы: найти аналогичные по объему рынки при условии постоянства спроса и приемлемости цены будет достаточно сложно. Также нужно осознавать, что вооруженный конфликт на Украине вряд ли будет длиться десятилетиями. Рано или поздно сторонам придется примириться и, исходя из объективных потребностей собственных экономик, вернуться к прежним форматам торговли. Люди в дорогих костюмах, которые сейчас призывают массы к участию в политическом джихаде, достаточно быстро пожмут друг другу руки и будут называть бывших противников партнерами. Чтобы об этом ни думали обладатели ипотечных квартир и кредитов на «Айфон».
Сценарий, описанный Боррелем, возможен в принципе, но мало соответствует текущей ситуации.
Вопросы вызывает и выбор Боррелем новых «политических полюсов» мира, точнее – критериев их отсева. Очевидно, что он использует преимущественно формальные экономические показатели, которые в реальности слабо характеризуют роль той или иной страны в глобальной хозяйственной модели. Так, к числу новых политических полюсов планеты отнесена Мексика. Страна, где сикарио наркокартелей уже давно начали устраивать показательные казни солдат и офицеров национальной армии, а некоторые районы контролируются вооруженным ополчением, так как власти не могут обеспечить безопасность местных жителей. Мексика, конечно, входит в число 15 ведущих экономик мира по объему ВВП. Но будем откровенны: никто не знает, где заканчивается экономика США и начинается экономика Мексики. Мексика стала седьмым производителем и четвертым экспортером автомобилей в мире лишь потому, что после создания NAFTA американцы перенесли сюда часть своих производств.
Оценке Боррелем причин начала вооруженного конфликта на Украине можно посвятить отдельную книгу. Но какой смысл вступать в полемику с человеком, который искренне убежден, что партнеру на международной арене можно дать обещание, нарушить его, а затем потребовать забыть об этом?
Миссия Европы в версии Борреля заключается в том, чтобы продемонстрировать миру: высокое качество жизни является производной демократического развития (политической свободы). И в данном случае Боррель либо противоречит сам себе, либо откровенно недоговаривает. Он сам отметил в своем выступлении, что экономическое благополучие Европы основывалось на дешевых энергоносителях из России и низкооплачиваемой, но достаточно квалифицированной рабочей силе из Китая. Т.е. первоисточником богатства Европы служат отнюдь не демократические выборы, а доступ на льготных условиях к ресурсам других стран.
Если мы используем логику Борреля, то получим следующую картину. Представим себе, что в Китае внезапно произошла либеральная революция, политическую модель Поднебесной реформировали по европейскому образцу и наемные работники стали требовать повышения зарплат. Что в таком случае должно случиться с благосостоянием демократической Европы в рамках модели, предложенной Боррелем?
Именно поэтому в реальной жизни как Европа, так и США поддерживают различные движения за права человека лишь избирательно, и охотно готовы терпеть любого людоеда у власти, пока это гарантирует надежное обеспечение интересов западных компаний. Свободные выборы сами по себе не порождают доступных кредитов, транспортную и логистическую инфраструктуру, защиту от зарубежных конкурентов, систему подготовки высококвалифицированных технических специалистов и т.д. Напротив, лишь развитая экономика способна генерировать массовый средний класс или условный «организованный пролетариат», которые и выступают в роли основных интересантов и бенефициаров демократизации.
Печать