Фото с сайта: wikipedia.org
Вывод бывшего генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао
из зала заседания прямо перед торжественным заключительным словом Си Цзиньпина в конце съезда – это, конечно, скандал, считает автор Telegram-канала
«Китай. 80-е и не только».
Более того, это, пожалуй, главное, а может даже и единственное, чем этот съезд запомнится историкам. (В остальном-то он пока выглядит даже более триумфальным для Си Цзиньпина, чем ожидали до этого).
И именно сцена с участием Ху Цзиньтао является единственным пятном на безупречном политическом фоне съезда.
Выглядит этот эпизод максимально странно. Причём скажу сразу: я не знаю, что произошло. И никто не знает. Мы можем только строить догадки. Что ж, давайте попробуем делать это вместе.
У нас может быть три направления рассуждений:
Первое. Это акция, направленная на дискредитацию Ху Цзиньтао и его сторонников, или свидетельствующая об их сокрушительном поражении уже по ходу съезда. (Учитывая глубоко укоренившееся в общественном дискурсе представление о дуализме фракционного взаимодействия внутри КПК, скорее всего в этом направлении будет думать большая часть комментаторов).
Однако, очевидно, что репутационные издержки скандала больше, чем потенциальная польза от этого жеста, показывающего «кто в доме хозяин». Ху Цзиньтао уже давно и глубоко на пенсии. Туда же отправились связываемые с ним Ли Кэцян и Ван Ян. А его бывший «клиент» Ху Чуньхуа (https://t.me/china80s/2058), назначения которого на пост главы правительства теперь можно ожидать почти со 100%-ной уверенностью, очевидно, и так уже «отрёкся» от него.
Зачем дедушку лишний раз унижать – а ведь вся эта сцена даже по европейским меркам, не говоря уже о китайских, выглядела конкретной «потерей лица» – непонятно.
Второе направление – это было исправление технического бага. Процессуальной ошибки. Грубо говоря, Ху Цзиньтао оказался там, где он быть не должен был. Давайте не забывать, что на съезде он был в качестве «почётного делегата». Он даже не был избран как делегат от партийной организации (вот Си Цзиньпин, например, представлял на съезде партийную организацию Гуанси-Чжуанского автономного района). А поэтому, возможно, не мог присутствовать конкретно на этой части работы съезда. Как говорится, «на открытии мог, а на закрытии не смог».
В пользу этой версии говорит то, что Ху Цзиньтао уговаривали встать и выйти не кто иной как Ван Хунин и Ли Чжаньшу – два главных «орговика» партии (нынешний и бывший), два главных знатока партийных церемониалов.
Однако и это направление рассуждений выглядит сомнительно. Ху Цзиньтао был посажен прямо возле Си Цзиньпина. И поверить в то, что никто заранее не догадался проверить, можно ли ему там сидеть или нет, просто невозможно.
Третья версия – самая простая. Ху Цзиньтао вывели по медицинским показателям. Да, он явно не очень хотел вставать и куда идти (и на видео это видно очень хорошо) – но, когда человек оказывается в невменяемом состоянии, именно так он и будет себя вести.
Так что, возможно, всё объясняется гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Понятно лишь одно – что это было на самом деле, мы узнаем нескоро. Даже если выйдет комментарий с медицинским заключением относительно здоровья товарища Ху, ему все равно никто не поверит. Но, скорее всего, партия не будет и этим заморачиваться – слишком незначительный эпизод на фоне исторических решений.
Так что будем ждать мемуаров Ван Хунина (https://t.me/china80s/2089). Лет через двадцать они точно появятся.
Печать