Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о расстановке сил в преддверии внеочередных выборов в кнессет в Израиле. 1 ноября пройдут внеочередные парламентские выборы в Израиле. Менее чем через 2 недели будет избрано 120 депутатов кнессета.
Предстоящие выборы станут пятыми с 2019 года, причиной чему стал продолжающийся политический кризис. Сформированным за это время парламентским коалициям не удавалось удержать устойчивое большинство. Последнее «правительство единства» во главе с премьером Нафтали Бенетом было сформировано в результате прошлогодних выборов, но потеряло большинство уже в апреле этого года, когда из коалиции последовательно вышло несколько депутатов. 30 июня кнессет объявил о самороспуске, правительство переходного периода возглавил лидер партии «Еш Атид» Яир Лапид.
Особенности выборов: однопалатный парламент; пропорциональная избирательная система; «лишние» мандаты распределяются, исходя из заключенных между списками договоренностями; электоральный барьер в 3,25%; 40 партий; 1420 кандидатов.
За всю историю ни одна партия не получала большинство в кнессете, правительство всегда формировалось на коалиционной основе. Его состав утверждается простым большинством в 61 голос избранных депутатов. Однако для выхода из тупика, сложившегося за прошедшие годы, коалиция должна стать значительно шире. Лидерам основных политических сил Израиля потребуется не только добиться хороших результатов в день голосования, но и тщательно подобрать союзников из других партий, включая наименее представленные в парламенте.
Напомню, действующая коалиция состоит из следующих сил: Еш Атид (17), Кахоль-лаван (8), Авода (7), Наш дом Израиль (7), Ямина (4), Тиква Хадаша (6), МЕРЕЦ (6), РААМ (4).
Коррупция и арабский вопросГлавными причинами неустойчивости кнессета последних четырех созывов стала этническая напряженность между еврейским и арабским населением страны и череда непрекращающихся коррупционных скандалов. Оба фактора отразились и на идущей сейчас кампании. Так, в конце сентября ЦИК Израиля отказал в регистрации списка партии «Балад» за призывы к ликвидации Израиля как еврейского государства. Позднее «Балад» смогла вернуть список через Верховный суд. Тема коррупции, в свою очередь, приняла характер регулярного обмена обвинениями между представителями правых сил.
Полностью закрыть список из 120 кандидатов смогли: Лейбористская партия («Авода»), Еврейство Торы «Яадут ха-Тора», Государственный лагерь «Ха-махане ха-мамлахти», Ликуд, Объединенный арабский список (РААМ), Еш Атид, ШАС, МЕРЕЦ (технически в списке 119 человек).
Списки остальных партий и объединений значительно меньше. Самый крупный из оставшихся зарегистрировал альянс марксистов ХАДАШ и арабских националистов ТААЛ — 89 кандидатов.
СоциологияОпросы общественного мнения сходятся в том, что наиболее крупные партии должны усилиться. Правые из «Ликуд», по прогнозам социологов, могут получить до трех дополнительных мест, центристы «Еш Атид» — до семи. Совпадает и оценка перспектив «Балад» и сионистов «ха-Баит ха-Йехуди» — скорее всего эти силы не смогут преодолеть электоральный барьер. В этих условиях решающую роль в выходе из кризиса должен сыграть результат более умеренных малых партий с обоих флангов.
Печать