Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о решении властей Украины создать систему добровольного воинского учета женщин на фоне международного опыта.21 октября
президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о добровольном воинском учёте для женщин. С этого женщины, имеющие специальность и/или профессию, родственную соответствующей военной учетной специальности и пригодные к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту, могут быть взяты на воинский учет в добровольном порядке.
Эта мера вполне очевидно является вынужденной, но от этого не становится менее экзотичной. Фактически власти Украины «изобрели» новый путь в системе воинского учета среди развитых стран.
Первую модель активно использует Израиль. Как только гражданину «шестнадцатой союзной республики» исполняется 16 лет и 4 месяца, он обязан, вне зависимости от половой принадлежности, явиться на призывной пункт, где его ставят на воинский учет.
В США все устроено более консервативно. С 1980 г. Министерство обороны ведет постоянный учёт мужчин в возрасте от 18 до 25 лет. Причем это вменяется в обязанность в том числе обладателям двойного гражданства и иммигрантам с видом на жительство. Исключение составляют лишь те мужчины-иностранцы, которые находятся в стране по студенческой или гостевой визе, а также участники дипломатических либо торговых миссий. Формально за отказ от регистрации полагается наказание. Уклонистов должны штрафовать на $250 тыс. либо отправлять в места не столь отдаленные на срок до 5 лет, лишать права на студенческие льготы в 31 штате и возможности для поступления на госслужбу. Иммигрантам также могут впоследствии отказать в предоставлении гражданства.
Реальность, однако, куда менее сурова. Во-первых, в последний раз уклонистов подвергали уголовному преследованию в далеком 1986 г. А в 1988 г. Министерство юстиции и Отборочная служба и вовсе официально приостановили любое дальнейшее преследования лиц, не прошедших регистрацию. Во-вторых, с 1 июля 2022 г. заявители на получение помощи в рамках программ помощи студентам IV категории могут больше не регистрироваться в системе воинского учета. Идея добровольной или обязательной регистрации женщин последовательно отвергается белыми цисгендерными шовинистами из Пентагона.
В Великобритании система воинского учета отсутствует еще с 1960-х гг. (последний солдат срочник в королевстве «ушел на дембель» еще в 1963 г.).
Французы, с присущим им изяществом и некоторым творческим сумасшествием, буквально превратили постановку на учет в праздник. После переходного периода 1998 - 2001 гг. все призывные мероприятия заменили торжества по случаю Дня обороны и гражданства. Юноши и девушки в возрасте 16 – 25 лет в течение одного дня (точнее, 9 часов) сдавали экзамены, слушали лекции и наблюдали за занятиями, имеющими отношение к воинской службе. В итоге каждый из них получал сертификат, необходимый для получения водительских прав, поступления в государственный вуз, сдачи экзамена на степень бакалавра и работы на госслужбе. В 2021 г. правительство Макрона начало заменять эту систему на месячную программу Национальной универсальной службы, в рамках которой молодые люди ставятся на учет, проводя две недели за воинской подготовкой и еще 14 дней – на общественных работах.
В дни минувшие все было куда прозаичнее: в период существования всеобщей воинской повинности каждый француз был обязан явиться в мэрию по месту жительства без специального вызова в первый месяц квартала, в котором ему исполняется 18 лет, а затем проследовать на вербовочный пункт, чтобы пройти медкомиссию.
Германия отказалась от всеобщей воинской повинности еще 11 лет назад. Но даже на тот период система воинского учета была устроена таким образом, что лишь 15% призывников реально шли служить в бундесвер. Воинскому учету при этом подлежали юноши с 17 лет. При этом женщины, как тогда, так и сейчас, не подлежат воинскому учету, хотя и могут добровольно служить в армии (в возрасте 18 – 25 лет, и ни в коем случае – с оружием в руках).
В Южной Корее постановку на воинский учет 17-летних юношей обеспечивает МВД, передающее их данные в местные управления службы по кадрам министерства обороны. Но на лиц женского пола этот порядок не распространяется.
Таким образом, новый формат воинского учета на Украине во многом является уникальным (по крайней мере, для развитых стран). Его создание косвенно указывает либо на ощущаемый уже сейчас ВСУ дефицит кадров, либо на осознанную перспективу его появления. Вероятнее всего, данная инициатива получит развитие в виде перехода к обязательному учету женщин в случае затягивания конфликта. Можно предположить, что за счет мобилизации женщин будет осуществляться высвобождение военнослужащих мужчин от обязанностей, непосредственно связанных с ведением боевых действий.
Печать