Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич - о мировых инициативах по борьбе с деструктивным контентом. Понимание категории «деструктивный контент» отличается в разных странах. Каждое государство формирует свою терминологию и подходы к регулированию данной сферы. Как правило, деструктивным считается контент, распространение которого запрещено законодательством (он же противоправный контент).
Международная практика последних лет свидетельствует об ужесточении мер регулирования цифрового контента. В западных странах, наравне с ответственностью в виде штрафов, применяется комплексный набор мер по отношению к компаниям, не соблюдающим законодательство: предупреждение, введение дополнительной контрольной отчетности, запрет размещения рекламы, замедление скорости трафика, денежные штрафы, удаление контента или блокировка сайта.
Приоритетом на данном направлении во всех странах, в том числе и в России, является защита от деструктивного контента детей и подростков.
В Германии с 2017 года действует Закон об улучшении правоприменения в социальных сетях. В соответствии с законом, онлайн-платформа, получающая более 100 жалоб на незаконный контент в течение календарного года, обязана публиковать каждые 6 месяцев отчеты о принятых мерах по ограничению незаконного контента. Удаление или блокировка должны быть осуществлены в течение 24 часов с момента получения жалобы. За нарушение процедуры рассмотрения жалоб компетентных органов или пользователей, предусмотрен штраф размером до 5 млн евро.
Во Франции в июне 2020 года принят основной нормативный акт, регулирующий борьбу с контентом, разжигающим ненависть в сети. В январе 2021 года правительство Франции внесло поправку в законопроект «Об утверждении принципов Республики», обязывающую цифровые платформы выполнять требования по борьбе с контентом, разжигающим ненависть.
В июле 2022 года в ЕС принят закон о цифровых, который устанавливает чёткие требования к поставщикам цифровых услуг по противодействию распространению нелегального контента, дезинформации в интернете и «другим социальным рискам». Под запрет также попадают некоторые виды целевой рекламы на онлайн-платформах. Так, теперь целевой аудиторией больше не могут выступать дети, а настройки не могут включать следующие критерии: национальность, сексуальная ориентация или политические взгляды. Несоблюдение требований влечёт за собой различные санкции, включая штрафы на сумму до 6 % от глобального оборота.
В РФ, в связи с необходимостью систематизировать борьбу с деструктивным контентом, с 1 февраля 2021 г. действует закон о саморегулировании социальных сетей. Владельцы онлайн-площадок обязаны самостоятельно выявлять и блокировать публикации, содержащие материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информацию, склоняющую детей к совершению опасных для жизни незаконных действий, данные о способах изготовления и использования наркотиков, а также о способах совершения самоубийства и призывах к нему. Во внесудебном порядке доступ к сайтам, содержащим запрещенную информацию, ограничивается на основании решений уполномоченных органов. Роскомнадзором предусмотрен порядок взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в интернете.
Подчеркну следующее. Возросшее количество угроз в сети, а главное, их неконтролируемое распространение вынуждают государства по всему миру разрабатывать законодательство, чтобы обезопасить пользователей. Осознавая последствия, к которым может привести бесконтрольное распространение деструктивной/незаконной информации в сети, многие страны внедряют соответствующую законодательную базу.
Практика показывает, что российские законодатели быстро реагирует на возникающие вызовы и осознают практическую необходимость регулирования бигтеха.
В странах Европы и США в силу особенностей законотворческой деятельности процесс принятия важных законов, регулирующих бигтех, затруднен и занимает продолжительное время, что может приводить к рискам безопасности государства, общества.
Печать