Террористическая атака беспилотными воздушными и морскими дронами на базу Черноморского флота подвела закономерный итог ранее достигнутым договоренностям по так называемой зерновой сделке.
Атака на Севастопольскую бухту лишь ускорила выход России из зерновой сделки, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.К сожалению, страны Запада и Украина повели себя в этой сделке лукаво. Россия фактически ничего от нее не получила. Разве что образ рыцаря в белых доспехах. Российский экспорт сельхозпродукции остался забаненным из-за санкций на фрахт судов. По сути Запад просто получил возможность вывезти практически все зерно с Украины, которое только можно было.
По данным аналитиков Испания получили 1 млн 799 тысяч тонн, Италия - 860 тысяч тонн, Нидерланды - 549 тысяч тонн, Румынии - 254 тысяч тонн, Германия - 223 тысячи тонн. Если все эти цифры сложить получается, что 61% зерна ушло в страны НАТО, включая Турцию. Она получили 1 миллион 290 тысяч тонн. В абсолютных значениях это 6 миллионов 149 тысяч тонн. Оставшуюся, значительно меньшую часть получили другие страны. В том числе Египет, Бангладеш, Израиль. Еще раз подчеркну, речь идет об украинском зерне.
Российское зерно сейчас идет в Китай, частично в страны Африки. Ведутся переговоры с Ираном и Афганистаном. То есть мы ищем рынки, куда можем доставлять зерно поездами, потому что с судами тяжеловато. Так что, рекордный урожай, который Россия в этом году собрала, пока ждет своей участи. Вывоз экспорта остается под вопросом.
Решение о выходе из зерновой сделки на самом деле напрашивалось давно. Более того, оно вполне логичное. Другой вопрос, а что дальше? Мы видим по заявлениям президента США, глав НАТО и Евросоюза, а также президента Зеленского, что все стороны высказали неудовольствие в связи с досрочным прекращением сделки. Напомню, она должна была завершиться 19 ноября.
Кроме того, вчера участники сделки согласовали выход из украинских портов 28 судов, как было заявлено, в направлении голодающих стран, о чем уведомили Россию. Получается так, что РФ в зерновой сделке не участвует, а для других сторон она сохраняется.
В свою очередь российский министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что Россия готова 500 тысяч тонн зерна передать голодающим странам в качестве гуманитарной помощи. Иными словами, чтобы помочь страдающим, России сделка не нужна. А нужна лишь добрая воля генсека ООН, под эгидой которой корабли должны выйти из российских портов и направиться по согласованному маршруту в обход любых санкций и ограничений.
Похоже, мы сейчас наблюдаем попытку всех сторон (включая нашу) раскачать ситуацию в свою пользу. Коллективный Запад упирает на то, что зерновая сделка кормила умирающих африканцев, а теперь они окончательно умрут. Мы говорим, что данная сделка никого не кормила, а мы готовы всех накормить. На мой взгляд, маневров для дальнейших переговоров в публичной плоскости не много. Но в истории с СВО мы наблюдаем огромное число закулисных договоренностей.
Скорее всего, Россия готова к дальнейшим переговорам. Задача простая - наладить экспорт таким образом, чтобы излишки зерна, которые образовались благодаря рекордному урожаю практически за всю историю современной России, не погибли, не убили цену внутри российского рынка, а дали возможность России заработать.
Те 500 тысяч тонн зерна, которые Россия готова выдать голодающим странам - это лишь затравка для переговорного процесса. Я думаю, теми же маршрутами, но уже за деньги, мы готовы вывезти еще столько же, если не в два раза больше. Сюда, конечно, надо добавлять минеральные удобрения, которые мы пока не можем никуда деть.
Если подводить итог, то сам выход из сделки мне кажется абсолютно логичным. Более того, это надо было сделать раньше. До тех пор, пока миллионы тонн украинского зерна не были вывезены. Как миниму, это дало бы нам дополнительные козыри. А наши европейские партнеры чувствовали бы себя более уязвимыми по причине нехватки продовольствия. Теперь России, скорее всего, нужна новая сделка, но заключать ее РФ будет либо с позиции силы, либо с другими участниками. Хотя тут выбор ограничен. Без Турции мы обойтись не можем в силу ее географического положения. Не можем мы обойтись и без ООН. А вот европейские страны в новом формате могут быть и подвинуты. Я уже не говорю про США.
Печать