Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов - о политической и экономической ситуации в Молдавии.Последние месяцы в Молдавии практически каждый день происходит что-то новое. Понятно, что в тех событиях, которые мы наблюдаем переплетаются политика и экономика.
Первое, что хотелось бы отметить. Протесты в Молдавии продолжаются уже полтора месяца. Практически каждые выходные проходят митинги. В Кишиневе устанавливаются палаточные городки, собирается по несколько тысяч протестующих. Пикетируются здания Национального собрания, президентского дворца, органов судебной власти, силовых ведомств и так далее.
Газовая составляющаяИнтересно, что в отличие от протестов полугодовалой давности и даже более ранних, нынешние акции охватили практически все районы Молдавии и крупные города. Организаторами выступают силы, оппозиционные по отношению к Майе Санду. В первую очередь партия «Шор» Илана Шора и Партия социалистов, духовный лидер которой, бывший президент Молдавии Игорь Додон находится под домашним арестом. Его обвиняют в коррупционных преступлениях.
Власти Молдавии этим акциям активно противодействуют. Палаточные городки в Кишиневе несколько раз полиция просто разгоняла. В прошедшее воскресенье состоялась, пожалуй, самая большая акция протеста. Шествие было организовано в центре Кишинева. По разным оценкам в нем приняли участие от 50 до 65 тысяч человек. Были и провокации, и пострадавшие. Прошло большое количество задержаний. В том числе среди организаторов.
Естественно, главным лозунгом этих протестных акций стал призыв к отставке Майи Санду. Ей ставят в вину сложную экономическую ситуацию в стране. И действительно за последние полгода в республике выросли цены практически на все энергоносители. Следом повысились тарифы на газ, свет и тепло, что конечно тянет за собой все другие потребительские цены. Жителям Молдавии - официально одной из самых бедных стран Европы - в таких условиях выживать очень сложно. Например, по состоянию на сентябрь Молдавия показала самую большую инфляцию на европейском континенте. С начала года она составила порядка 34%.
Осложняет ситуацию и газовая проблема. Напомню, электроэнергию Молдавия получает с одноименной Молдавской ГРЭС, которая находится на территории Приднестровья и официальным Кишиневом не контролируется. За это на ГРЭС в Приднестровье Молдавия поставляет газ, который она получает в рамках договоренностей с Газпромом по достаточно либеральным ценам. Даже не по среднеевропейским. Но Кишинев платежи задерживает.
На сегодня исторический долг Молдавии за российский газ составляет около 700 миллионов долларов. И сложно представить из каких источников страна собирается эту задолжность возмещать. Текущий платеж, который Газпром получил от Молдовгаза равен примерно 60 миллионам долларов. Эти деньги покрывают расходы за сентябрь и частично авансируют октябрьские поставки. Эти 60 миллионов Молдовгазу выделило правительство. Правда, не просто так, а в кредит на полгода. И если Молдовагаз эти деньги через шесть месяцев не вернет (а так, скорее всего, и произойдет), встанет вопрос о том, что газораспределительные сети Молдовгаза (по сути собственность Газпрома) могут быть национализированы молдавским государством. Что Молдавия будет делать с национализированной трубой, по которой в этом случае никакой газ идти не будет, представить сложно.
Для того, чтобы эту проблему решить молдавские власти даже пошли на такой небывалый ранее шаг, как переговоры с политическим руководством Приднестровья. В первую очередь речь шла о поставках газа на нужды Молдавской ГРЭС и обратного получения электроэнергии. Поскольку отключение электричества и в Кишиневе, и в крупных городах республики это уже практически ежедневные явления.
К чему приведут переговоры с приднестровской стороной пока не понятно. Все выглядит, как в поговорке: «Нет денег, нет песен». В данном случае нет газа, нет электричества. Очевидно, что Приднестровье занимает весьма прагматичную позицию. Да и сейчас не то время, не те возможности, чтобы, скажем так, действовать в убыток себе как в политический, так и в экономической сфере.
Политические расприВсе эти события происходят на фоне очень бурного политического процесса внутри республики. Вообще, сейчас в Молдавии руководители разного уровня очень часто делают громкие заявления. Что странно, поскольку в кризисное время, мне кажется, больше нужно работать, а не говорить.
Но очень многие политические силы именно сейчас начинают сводить счеты друг с другом. Весьма бурный конфликт разгорелся между мэром Кишинева Ионом Чебаном и премьер-министром Молдавии Натальей Гаврилицей. Вплоть до того, что мэр Кишинева собрался подавать на премьера в суд за высказывания о том, что партия Чебана якобы фигурирует в санкционных документах Соединенных Штатов. Если коротко, Чебан обиделся, потребовал от Гаврилицы неких объяснений и подчеркнул, что если они его не устроят, то он оставляет за собой возможность подать в суд. В то же время мэр Кишинева жестко конфликтует и с министром внутренний дел Молдавии Анной Ревенко. Она потребовала от мэра Кишинева законодательно запретить проведение акций протестов в столице республики. На что Ион Чебан резонно ответил, что не собирается выполнять работу МВД в части поддержания правопорядка и государственности.
Еще одно любопытное событие последних дней. Пока виртуальное, но имеющее возможность стать реальным, возвращение на политическую арену бывшего премьера Молдавии Владимира Плахотнюка, о котором не было слышно, наверно, последние три года. По слухам, он скрывается на Северном Кипре, против него возбуждено в Молдавии уголовное дело. Тем не мене, его Демократическая партия не запрещена и неплохо себя чувствует. Сам Плахотнюк, дав интервью одному из европейских изданий, сказал, что видит, как власти не справляются с нынешней экономической и политической ситуацией, и не исключил, что к выборам он может в каком-то виде вернуться в молдавскую политику.
То, что все эти события стоит рассматривать именно через призму предстоящих выборов - факт. Уже со следующего года в Молдавии начинается большой электоральный цикл. В 2023 году пройдут местные выборы, в которых, я думаю, захотят взять определенный реванш и сторонники Плахотнюка. В 2024 году состоятся президентские выборы. И у Майи Санду есть на сегодняшний день все шансы эти выборы проиграть. Все-таки такого негатива, такого градуса недоверия не было ни у одного президента Молдавии. 2025 год - это выборы в парламент. Там, думаю, без политической рубки не обойдется. Социалисты и Додон свое последнее слово не сказали. Конечно, многое будет зависеть от судьбы Игоря Додона, но то, что электоральная база у нынешней оппозиции, в том числе у партии Шора, есть мы видим хотя бы по тем политическим процессам, которые происходят в Молдавии сейчас.
Печать