На завершившемся в Париже съезде французской правой партии «Национальное объединение» ее новым председателем стал 27-летний Жордан Барделла. Марин Ле Пен, возглавлявшая партию на протяжении последнего десятилетия, выйдя на сцену, расцеловала своего преемника. При этом заявила, что «оставляет руководство партией не для того, чтобы отправиться в отпуск», добавив: «Как и прежде, остаюсь полностью отмобилизованной».
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов - о смене лидера во второй по значимости французской партии «Национальное объединение».
В данном случае мы видим логичное продолжение эволюции партии, созданной когда-то отцом Марин Ле Пен, которая называлась «Национальный фронт». В целом, мы наблюдаем вторую часть этой эволюции. Сначала к власти пришла Марин Ле Пен. Она провела ребрендинг и сменила название, а также запустила процесс смены идеологии партии. Суть его – в избавлении от бэкграунда «Национального фронта» прежних времён, который воспринимался значительной частью французского общества негативно. Важно было сделать партию более приемлемой для широких слоёв французского общества, а также более системной и, в конце концов, респектабельной.
Марин Ле Пен удалось достигнуть не всех целей на этом пути. Логичной точкой в этом процессе для неё стали очередные президентские выборы, в ходе которых возникло ощущение достижения Марин Ле Пен электорального потолка. Стало очевидно, что её пребывание в качестве лидера уже не позволит партии достичь новых вершин. Есть ощутимые пределы электорального рейтинга, связанные, прежде всего, с фамилией. Марин Ле-Пен может изменить название партии и фактически расторгнуть отношения с отцом, но обществом всё равно будет восприниматься как дочь своего отца, оставаясь очень значительным, но маргинальным элементом французской политики.
На двух последних президентских выборах во Франции (2017, 2022 гг.) мы можем наблюдать одну и ту же историю, связанную с поражением лидера «Национального объединения» во втором туре без значительных шансов на победу. Данный шаг «Национального объединения» видится, прежде всего, попыткой выйти из этого «порочного круга», попыткой завершить трансформацию партии в респектабельную, правоцентристскую силу, которая бы воспринималась положительно значительной частью французского общества. Конечно, всегда оправдана и ставка на молодёжь, особенно, в условиях необходимости консолидации электората, привлечения молодых избирателей.
В этой связи необходимо помнить, что французская партийная система сейчас находится на распутье, в состоянии серьёзнейшего кризиса. Старые партии рушатся, теряют поддержку. Правящая партия Э. Макрона может оказаться «халифом на час». В то же время усиливаются позиции «левых», в первую очередь, партии Жан-Люка Меланшона. В ситуации серьёзнейшей перестройки всего партийно-политического аппарата Франции смена лидера «Национального объединения» это попытка не просто расширить электоральную нишу, но попытка застолбить за собой правое электоральное пространство, а также выйти из радикально правого «коридора» на широкие просторы правоцентристского поля.
Печать