Политолог, GR-специалист, эксперт Центра ПРИСП Валерия Михалюк – о том, что оппозиция готова к новым выборам в случае роспуска парламента Франции.Во французском парламенте по-настоящему кипит накал политических страстей. И это при том, что у французских депутатов ненормированный рабочий день, многие законы принимаются просто в состоянии бессонницы - парламент иногда заседает до 3 часов ночи. Несмотря на это, у французских депутатов сил хватает и на громкие финансовые разоблачения, яркие политические скандалы, которые, тем не менее, не мешают кропотливой работе над законами в межфракционных комитетах и комиссиях. В случае необходимости и когда нельзя поступиться принципами, республиканцы идут на союз с патриотами, а патриоты готовы объединиться для голосования с левыми, чтобы вынести вотум недоверия правительству.
Именно сам вотум недоверия правительству и может стать отправной точной роспуска парламента. Оппозиция ведь с самого начала, еще до выборов в парламент, не приняла
новое сформированное правительство.
В истории французского парламентаризма роспуск парламента - уже обкатанная технология, к ней прибегали и Шарль де Голль (1962 и 1968) и Жак Ширак (апрель 1997 года) и Франсуа Миттеран (два раза в 1981 и 19988 годах).
Согласно Конституции Франции (статьи 12 и 16), только президент имеет решающее слово в роспуске парламента. Только Эммануэль Макрон может решить, как и когда это сделать, а также прибегнуть к крайним мерам в случае национального кризиса. Единственное, что всеобщие выборы проводятся не менее чем через двадцать дней и не более чем через сорок дней после роспуска парламента.
Конституция Франции также уполномочивает президента назначить новые выборы в законодательные органы и нижнюю палату Ассамблеи. А вот Сенат он распустить не может. Сенат, члены которого избираются всеобщим непрямым голосованием,
практически неприкосновенен.
Самым веским фактором для роспуска станет неодобрение правительственного бюджета-2023. Здесь партия Мари Ле Пен и фракция Новых Левых выступают единым фронтом. Правда, согласно статье 49-3, премьер-министр Элизабет Борн может утвердить первую часть бюджета и без поддержки депутатов, но это, понятно, очень крайний шаг. А скоро в парламент поступит и согласование нового графика поэтапного выхода на пенсию с 64-65 лет, против которого категорически возражает оппозиция. Пенсионная реформа - это козырь Эммануэля Макрона, и в случае ее блокирования он уж точно распустит парламент.
Но именно этот роспуск может и не привести к желаемому результату и даже наоборот стать прологом к провалу. Удачным можно назвать лишь переизбрание парламента при генерале Шарле де Голле. Так, в 1962 году Ассамблея проголосовала за вотум недоверия и вынудила правительство Помпиду уйти в отставку. Тогда президент Шарль де Голль в ответ распустил Ассамблею. Депутатам-голлистам удалось переизбраться большинством и Жорж Помпиду остался премьер-министром. История повторилась и в 68 году в ответ на организованные оппозицией массовые беспорядки, забастовки и студенческую революцию. Это был еще один выигрышный роспуск президента Шарля де Голля, поскольку голлисты, став президентским большинством, получили 367 мест по сравнению с 91 местом у левых. Результаты более чем шокирующие, так как всего годом ранее, в 1967 году, у левых было в два раза больше депутатских кресел в парламенте - 199, а у голлистов всего 259 мест.
Но на этом положительный опыт роспусков пока кончается и единственное, что может остановить Эммануэля Макрона, так это именно печальный опыт диссолюций (роспусков) более современных парламентов 90-х и 00-х годов. Ведь президент Жак Ширак в своей речи в преддверии роспуска утверждал, что «имеет своей целью переход к новому этапу в развитии Франции, необходимость избранного президентского большинства, дающего ресурс и время для обновления». Но этот роспуск обернулся провалом для Жака Ширака, так как в 1997 голу повторные парламентские выборы с большим перевесом выиграли именно левые. Так, с 1997 по 2002 год в истории пятой Республики (la Ve République) был один из самых продолжительных этапов работы полярных президента и премьер-министра: Жак Ширак был поставлен перед необходимостью уживаться с левым премьер-министром Лионелем Жоспеном. Не менее политически «дорого» стоил и роспуск парламента Франсуа Миттерану в 1981 году. «Я намерен распустить парламент и главный аргумент, что я не смог бы сохранить это собрание, не имея большинства…». Роспуск, за которой пришлось раскаиваться, поскольку в результате парламентских выборов 1981 года левые получили 333 места в Национальном Собрании, то есть абсолютное большинство.
Сегодняшняя оппозиция со своей стороны заявляет, что она готова к перевыборам, а президентская сторона, что она устала от политических угроз и разного рода финансовых разоблачений.
Похоже, что 250 депутатов президентской фракции (относительное большинство) так и не смогло оттянуть на свою сторону голоса фракции республиканцев (LesRépublicains). Сами же республиканцы намерены взять в будущем президентский реванш и много работают над выстраиванием новой тактики и стратегии партии, может быть поэтому они все чаще строят свои отношения с оппозиционными фракциями, хотя часто поддерживают и президентскую линию.
Итак, у Макрона есть возможность два раза распустить парламент, только повторный роспуск не может быть произведен в течение года после этих выборов (минимальный период в один год между двумя роспусками), посмотрим, как скоро он использует ее...
Печать