Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров - об отказе Турции принимать соболезнования от США в связи с терактом в Стамбуле.Глава МВД Турции сделал беспрецедентное в современном геополитическом контексте заявление: «Мы знаем, откуда координировался теракт в Стамбуле, мы не принимаем соболезнования посольства США».
В этой эскападе гораздо больше символического, чем содержательного, но символы на Востоке дорогого стоят.
Некоторые эксперты считают это заявление приглашением Турции своих американских визави к торгу по темам, которые раньше открыто не обсуждались, в частности, смягчения Америкой режима поддержки курдов, согласования новых военных операций в Сирии или особого положения Турции в системе антироссийских санкций, которое даст стране полный иммунитет в торговле с Россией.
Но низводить образ Эрдогана до уровня международного «торгаша» не стоит, его мотивация сложна, многогранна и простирается далеко за горизонты ситуационного реагирования на американские «предупреждения».
«Друг Реджеп» работает и по ситуации, и в тактическом управленческом контуре, и в стратегическом. Причина двуедина: с одной стороны, Эрдоган строит «сильную Турцию», которая в его представлении тождественна «сильному Эрдогану». С другой стороны, это стремление продиктовано не только и не столько желанием войти в историю, сколько нежеланием в историю вляпаться - у турецкого президента хватает врагов и внутри страны и за её пределами.
Похоже на то, что усилиями Эрдогана в Европе начал форсироваться новый контекст. Я бы назвал его византийским, постольку поскольку Эрдоган своим заявлением впервые чётко обозначил свои претензии на создание в Европе нового, восточного «центра силы», в противовес теряющему потенциал Евросоюзу. И здесь при желании можно выстроить определённые исторические параллели с разделением Римской империи на восточную и западную. Одной Турции такой геополитический проект вряд ли окажется под силу, а будучи запущенным совместно с таким союзником, как Россия, он уже не выглядит нереализуемым. В орбиту такого проекта могли бы войти и многие постсоветские страны, и некоторые государства Восточной Европы.
P.S. Было бы неплохо, если бы в Турции и России появился новый совместный ноябрьский праздник: День византийской реинкарнации. Я бы его с удовольствием отмечал...
Печать