Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый - о результатах ударов по инфрастркутуре Украины.Мощные удары по энергетической инфраструктуре Украины, которые определят её вход в катастрофическое состояние, и объектам военного командования в Киеве, ранее имевшим иммунитет, финализируют переговорное пространство осени и закрепляют сложившийся статус-кво для основных игроков. При этом надо понимать основные положения:
1. Переговоры о мире и войне ведутся всегда, вопрос лишь в уровне переговорщиков. Уровень Салливана – это прощупывание намерений сторон, но даже не вариант драфта.
2. Большие державы всегда разговаривают о войне, точнее о «красных линиях», за которыми путь к ядерному аду. Это уровень Патрушев/Нарышкин/Милли/Салливан etc.
3. Путь к закулисным договорённостям лежит через подготовку широкого круга акторов к изменению статус-кво. Это внутренние и внешние союзники и оппоненты, политические и экономические элиты разного круга. Кого-то готовят индивидуально, кого-то через вбросы в медиаполе. Чем шире круг участников, тем сложнее задача (поэтому иногда прямые переговоры проще закулисных). Сейчас в конфликт втянуто полмира. Это делает невозможной теневую договорённость двух-трёх сторон. Слишком велика глубина погружения в украинский вопрос всех игроков.
Страница VK4. К осени стало очевидно, что альтернативы тезису «победа без переговоров» для западной коалиции нет. Россия не создала нерешаемых проблем ни Западу, ни Украине, ни в экономике, ни на поле боя. Основные издержки лежат за горизонтом года. Содержание войны, которое исключительно напрягло Россию, обходится в копейки. От военных побед Москва пока отказалась. «Прощупывание» общего фона готовности мира к миру имело место, но закончилось ничем после G-20. Ждали сигнала оттуда.
5. Никаких объективных аргументов идти на мировую на Западе не прослеживается: причем гуманитарный аспект искусно заменён на идеологический. Если раньше правозащитники ястребом кидались даже на американские экспансии, следуя принципу «мир любой ценой», то отныне им внушен ориентир «победа или крах западных ценностей».
6. Представление о нулевой значимости украинского политикума в определении своей судьбы и линии фронта в корне неверна. Конечно, если коллективный Запад придёт к уверенности о необходимости заканчивать войну, Киев не спросят. Но пока западные элиты не консолидированы, а часть зарабатывает баснословные состояния на войне, украинские чиновники будут не только вбрасывать определяющие месседжи, но и влиять на принцип подхода к переговорам.
7. Рассматривать отказ России от территорий Харькова и Херсона как «жест доброй воли» нелогично. Если бы у страны были силы контролировать территории, она бы сохранила этот козырь в любой политической игре. Уход – следствие военной слабости, и противник это прекрасно понимает. Другой вопрос, что речь о долгой игре, где соотношение ресурсов и времени значит больше, чем территории.
8. Таким образом, решение об оставлении территорий есть следствие военно-политических аспектов в первую очередь. Скорее всего, это решение одностороннее и не согласованное с оппонентами. Одновременно мы видим укрепление оборонительной концепции СВО по всем направлениям. России требуется время. Если это время можно выиграть с помощью мирных переговоров, от них отказываться нельзя.
9. Даже теоретическая вероятность перевода теоретических переговоров к новому «Минску» в данный момент околонулевая, поскольку мгновенно обозначит поражение западной коалиции и окончательный распад прежней миросистемы . Такая возможность теоретически существовала до контрнаступления Украины: ВСУ доказали профпригодность и потенциал сражаться как русские до конца.
10. Таким образом, единственный допустимый сегодня вариант – внеправовой корейский с односторонней заморозкой по желанию сторон без юридического участия. Но для перехода к нему придётся что-то делать с огромной украинской группировкой, боеспособной и мотивированной, готовой переходить «красные линии» из российской границы, драться даже без команды Зеленского. Причем инициативу придётся перехватывать уже зимой. Весной будет труднее.
Печать