Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко считает, что рано ставить точку в борьбе за кресло президента Бразилии.Сторонники Жаира Болсонару нашли «неустранимые нарушения» в работе электронных урн и теперь требуют у Высшего электорального трибунала (TSE)
аннулировать итоги голосования.
Несмотря на то, что с президентских выборов прошло три недели, и наблюдающие за их законностью структуры, включая генштаб армии, признали отсутствие фальсификаций, ставить точку в борьбе за главное кресло страны рано.
Во-первых, как мы уже писали, опубликованный военными отчёт об отсутствии нарушений состоял из не самых однозначных формулировок, что обусловлено попытками высших офицеров лавировать между Болсонару, с которым многие лично близки, и
избранным президентом Лулой да Силвой.
Во-вторых, накрывшие Бразилию после оглашения результатов выборов
многотысячные демонстрации и перекрытия автострад дальнобойщиками, хоть и уменьшились, но не сошли на нет. Борясь с протестующими, Федеральный верховный суд (STF) постановил заблокировать 43 счета граждан и компаний, связанных с протестами.
В-третьих, вроде как признав итоги выборов, военные следом 11 ноября опубликовали ещё одно заявление — ровно в той же логике «мы за вас и за вас тоже». В своей ноте представители вооружённых сил указали на свою «конституционную роль» и напомнили о своей «безграничной и непоколебимой приверженности бразильскому народу, демократии, а также политической и социальной гармонии». При этом, комментируя массовые манифестации сторонников Болсонару, военные указали, что конституция гарантирует свободу мысли, свободу собраний и свободу передвижений, поэтому недопустимы любые ограничения прав со стороны власти. Однако также недопустимы во время демонстраций любые «эксцессы», нарушающие права третьих лиц или создающие угрозу общественной безопасности. В общем, и власти, и протестующие это заявление смогли записать в знак своей поддержки.
В-четвёртых, после того, как Жаир Болсонару перестал появляться на публике, поползли странные слухи о его здоровье. То вице-президент Бразилии Амилтон Моуран заявил, что Жаир Болсонару не появляется на публике из-за болезни — эризипелоида на ноге, который «не позволяет надеть брюки». То газета «Эстаду ди Сан-Паулу» пишет о его госпитализации из-за болей в животе.
Впрочем, скорее всего правы коллеги, считающие, что исчезновение из публичной сферы действующего президента связано с тем, что он переживал поражение на выборах.
На этом фоне сторонники Жаира Болсонару обратились в Высший электоральный трибунал (TSE) с требованием пересмотреть итоги выборов в связи с «неустранимыми нарушениями» в работе электронных урн. В чём суть претензии?
Либеральная партия (PL) наняла для аудита результатов выборов независимую экспертную организацию Voto Legal. По итогам исследования установлено, что все электронные урны, выпущенные раньше 2020 года, вместо уникального идентификационного номера, присвоенного каждой машине для контроля за корректностью ее работы, отражают одинаковое для всех сочетание цифр.
— Действительно, у серии электронных урн есть «баг»: вместо уникального номера, у всех у них 67305985. Однако код все равно позволяет установить муниципалитет, избирательный округ и участок, — говорит Маркос Симплисио, профессор и научный сотрудник кафедры вычислительной техники и цифровых систем Политехнической школы USP.
На этом основании болсонаристы требуют аннулировать голоса избирателей, проголосовавших во втором туре при помощи таких 279 336 электронных урн. Если это требование будет удовлетворено, то победителем выборов с результатом 51,05 % будет признан Жаир Болсонару.
Примечательно, что председатель Высшего электорального трибунала (TSE) Алешандри ди Мораес постановил, что болсонаристам следует уточнить иск, указав в требованиях аннулирование голосов в том числе и в 1 туре (ведь использовались те же электронные урны).
Это явный троллинг, ведь такой пересмотр поставит под угрозу 99 мандатов в Палате депутатов, которые болсонаристы завоевали на всеобщих выборах, показав лучший результат за свою историю.
В общем, политика в Бразилии – это всегда интересно и непредсказуемо.
Печать