Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о новых элементах в политике информационной открытости Валентина Коновалова. Последние 9 месяцев были, мягко скажем,
непростыми для российских губернаторов. Однако у этого краш-теста имеется и позитивная сторона: попав в стрессовую ситуацию, главы регионов продемонстрировали, кто из них действительно является технократом.
Среди губернаторов, чья активность дала нам поводы для приятного удивления, можно отдельно выделить Валентина Коновалова. Когда он только начинал борьбу за кресло главы региона, многие эксперты, (включая автора этих строк), сомневались в его потенциале. Однако в случае с Коноваловым все опасения оказались ложными. И, признаться честно, это именно та ситуация, когда признание ошибки дается тебе без скрежета зубов и желания придушить торжествующего оппонента. В условиях повсеместной оптимизации Коновалов сумел заложить в
бюджет республики на 2023 г. увеличение расходов на приобретение льготных лекарств, монтаж амбулаторий и ФАПов, индексацию республиканского материнского капитала, поддержку многодетных семей, ремонт дорог и сферы сельского хозяйства. Уже за это ему можно дать индульгенцию за все когда-либо допущенные ошибки.
Но особого внимания Коновалов заслуживает не только за подвиги в деле борьбы с гидрой оптимизации. В отличие от большинства коллег по опасному политическому бизнесу, глава Хакасии демонстрирует аномально высокую для российского чиновника открытость. И она проявляется не в виде уже привычного популизма. Коновалов смог «упаковать» ее в работающий формат взаимодействия с жителями в рамках решения их проблем и презентации достижений власти.
Внимательное ознакомление с новостной лентой показывает, что, как минимум, последние месяцы Коновалов колесит по всей республике. Вместе с главами региональных министерств губернатор буквально кочует по Хакасии. Но этот «великий поход» не имеет ничего общего с уже привычными поездками российских губернаторов по местным вариациям «потемкинских деревень». Обычно главы регионов предпочитают ограничиваться поездками по редким очагам цивилизации на вверенной им территории, посещение которых не связано с риском застрять в грязи всем кортежем в местах, где Макар телят не гонял со времен верхнего неолита.
Коновалов нарушил негласную традицию российских губернаторов и на регулярной основе проводит открытые встречи с местными жителями малых селах и городах. Можно сказать, что глава Хакасии фактически открыл terra incognita для отечественного чиновничества. В «губернаторских гастролях» участвуют как руководители республиканских министерств, так главы местного самоуправления. Что делает невозможным для бюрократов свести обсуждение проблем к национальной забаве «спихни ответственность на смежника».
Встречи проходят в открытом формате, без премодерации, благодаря чему некоторые столоначальники узнают о себе много нового, но мало приятного. К чести Коновалова можно отметить, что «доступ к микрофону» получают все желающие высказаться, включая сторонников решения кадровых проблем власти при помощи пулемета Максим. Это, конечно, не нравиться многим бюрократам, которые по традиции не испытывают симпатии к «забывшим о чувстве ранга крикунам», однако именно так и должна выглядеть обратная связь. Если политик боится, не умеет или не хочет отвечать на сложные и неприятные вопросы, значит ему лучше сменить профессию.
Обращает на себя внимание и формат встреч: первый блок включает в себя отчет о проделанной работе конкретно на территории каждого поселения, второй – прием и обсуждение жалоб и предложений. За счет этого формат встреч уходит от традиционной «подачи челобитных воеводе». Общение не сводится к просьбам о помощи. С одной стороны, жители сами выдвигают предложения по решению местных проблем, с другой власть на примере конкретных объектов отчитывается о проделанной работе в формате «было - стало».
Можно по-разному относиться к Валентину Коновалову, но выработанный им формат взаимодействия с жителями работает. Вслед за «набегами» губернатора в селах и городах появляются ⠀уличное освещение, детские площадки, амбулатории и ФАПы, отремонтированные дороги, дома культуры и спортзалы.
Отдельно следует отметить, что встречи Коновалова дают жителям деревень уникальную возможность обсудить с региональным руководством свои специфические нужды, которые обычно остаются на периферии внимания чиновников такого ранга (если вообще попадают в их поле зрения. Примером в данном случае могут служить проблемы, возникающие при выпасе скота.
⠀
В итоге глава Хакасии оказался более открытым для общения с жителями своего региона, чем его коллеги по цеху с сотнями тысяч подписчиков в соцсетях. И если после их набегов на поселения обычно остаются покосившиеся таблички на «потемкинских фасадах», то «кавалерийские атаки» Коновалова реально пробуждают от летаргического сна местный бюрократический аппарат.
Печать