В конце прошлой недели в Актау состоялась Министерская встреча, посвященная дальнейшему развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в которой приняли участие министры иностранных дел и главы министерств Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, ответственные за транспортные вопросы.
Почему встреча прошла без участия России? На этот вопрос попытался ответить руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов. Что из себя представляет Транскаспийский торговый коридор, или Срединный коридор, как его еще называют? Сейчас есть три основных коридора, через которые происходит торговый оборот между Китаем и Европой. Это Северный коридор, который проходит через Россию, и он эффективно работал и продолжает работать. Однако, сейчас известные события на Украине осложняют отношения между Китаем и Европой в связи с тем, что Европа ставит определенные заградительные барьеры, исходя из политических вопросов.
Сейчас возникают сложности и с другими транспортными коридорами. Один из них – Южный коридор, который проходит, преимущественно, через Иран. Иран также находится под международными санкциями, поэтому и здесь товарооборот может быть снижен.
Поэтому возникают альтернативы. Такой альтернативой является Срединный коридор, который осуществляется через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Причем, тут два пути. Либо железнодорожное сообщение через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. И водный путь: железной дорогой до Батуми, а дальше морским путем. Имеет право на существование этот коридор, однако, есть проблема: не хватает необходимых железнодорожных мощностей. Кроме того, если мы говорим о морском сообщении через Грузию, через порты Грузии к Черному морю, то это тоже осложнит ситуацию, поскольку Грузия тоже не имеет необходимых мощностей для этого.
На мой взгляд, есть объективные причины отсутствия представителей России на прошедшей встрече в Актау. С одной стороны, все понятно. Этот коридор с географической точки зрения не затрагивает территорию РФ. Но, скорее всего, Россия там не участвовала, больше, по другой причине.
Дело в том, что те страны, которые там присутствовали, в первую очередь Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция берут некий тайм-аут. И Казахстан пытается усидеть на двух стульях, это менталитет восточного человека. И думаю, здесь нет особых изменений в политике Казахстана, но тем не менее, решили повременить с более активным участием России в этом проекте, потому что сейчас сложная ситуация.
Я думаю, что серьезных изменений во внешней политике Казахстана не будет. В любом случае, у нас одна из самых протяженных границ. Мы взаимосвязаны в культурном, экономическом, политическом смысле и так далее. Поэтому, я не вижу здесь большой проблемы, что представители России не присутствовали на последней встрече. И не думаю, что этот Транскаспийский торговый поток может стать альтернативой нашему российскому железнодорожному Транссибу.
Печать