8 декабря 2022 года состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса на соискание главной профессиональной премии РАПК в сфере политических технологий. Мы продолжаем серию публикаций, которая отражает видение премии РАПК глазами самих победителей.
В номинации «Лучший материал/серия материалов о выборах» одним из победителей стала журналист, специалист в области международных отношений Татьяна Романенкова. Жюри наградило ее дипломом третьей степени за публикацию «Такой страной я хочу видеть новый Казахстан».
Журналист, специалист в области международных отношений Татьяна Романенкова – о своей статье, посвященной анализу причин победы Касым-Жомарта Токаева на выборах президента с позиций имиджевого позиционирования и стратегии коммуникации.
- Многие российские эксперты достаточно активно освещали президентские выборы в Казахстане. Освещаются ли в вашей статье элементы кампании, которые не получили должного внимания или вовсе остались за пределами поля зрения российских журналистов и публицистов?- Коллеги подробно описали и проанализировали многие элементы кампании. Но от их внимания поневоле ускользнул ряд важных акцентов в позиционировании Касым-Жомарта Токаева именно по отношению к широким слоям населения. Мнение и настроения которых элиты после январских событий в принципе не могут игнорировать.
Высокие показатели Токаева по итогам выборов были во многом обеспечены за счет того, что он увязал свою кампанию с темой достижения социальной справедливости. Избирателям был предложен образ справедливого Казахстана – для всех и каждого. Сейчас и навсегда.
Справедливость интересовала людей всегда. Мы все хотели, хотим и будем хотеть справедливости. Политики и политтехнологи не раз пытались превратить понятие «справедливость» в свой собственный бренд, присущий только им одним. В недавнее время понятие «справедливость» появлялось даже в названиях партий стран с более-менее традиционным обществом: Турции, Южной Кореи, Марокко, Азербайджане и других. В России тоже было такое. И, конечно же, этот термин используется представителями элитных группировок разных стран в своих идеологических посылах и документах. В этом году очередь дошла и до традиционалистского Казахстана.
Январские события 2022 года – беспорядки, массовые погромы, мародёрство, захват государственных объектов, сотни раненых и десятки погибших. Всё это потребовало от Токаева молниеносных, решительных действий. От «профессора» на посту президента такого не ждали. Токаев показал, что он жёсткий, прагматичный руководитель, а главное, что за мир и благополучие в своей стране любому перегрызёт горло.
В ходе январских событий Токаев увидел накопившуюся в обществе усталость от отсутствия социальной справедливости. Снижение доходов большинства населения стали угрозой безопасности страны. На встрече с представителями крупного бизнеса весной этого года президент Казахстана отметил, ссылаясь на международных экспертов, что сегодня 162 человека владеют половиной благосостояния республики. В то же время у половины населения страны ежемесячный доход не превышает 115 долларов. «На такие деньги прожить практически невозможно. Как я уже сказал, такое расслоение и неравенство опасно. Ситуацию надо срочно менять», - заявил тогда Токаев.
В марте этого года он обратился с внеочередным Посланием к народу и заявил об отходе от суперпрезидентской модели правления. Президент отметил тогда, что концентрация полномочий в руках одного человека неоправданно усиливает влияние приближённых к нему лиц и финансово-олигархических групп. В результате чего они начинают воспринимать государство как личную вотчину. Он объявил о законодательном запрете для ближайших родственников президента занимать должности государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе, провозгласил переформатирование представительной ветви власти, предложил упростить правила регистрации политических партий и повысить роль институтов гражданского общества.
Избирательная кампания стартовала в Казахстане менее чем за месяц до выборов. И в самом ее начале Касым-Жомарт Токаев представил свою программу, название которой воплощало чаяния каждого казахстанца и говорит само за себя: «Справедливый Казахстан - для всех и для каждого. Сейчас и навсегда».
Целью кампании было показать деятельность действующего президента и кандидата Токаева, раскрыть суть реформ, инициированных президентом, его внимание ко всем слоям казахского общества – от студентов до бизнесменов, показать открытость и уровень диалога между властью и обществом, реальное воплощение в жизнь концепции «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Рассказать об инициативах президента Казахстана, направленных на укрепление роли государства в международном сообществе, показать уровень уважения и доверия к государству со стороны влиятельных международных организаций.
Команда президента хорошо поработала с точки зрения изучения общественного мнения. К выборам Токаев готовился основательно и системно. Несмотря на то, что президентская кампания, скорее, прошла в режиме референдума, а не реальной конкуренции. На сегодняшний день в Казахстане нет сопоставимого с Токаевым по мощи и по потенциалу кандидата. Выборы стали, в первую очередь, референдумом о доверии президенту. И он, несмотря на это, внимательно отнесся к формулированию конкретных положений своей программы. Что говорит о намерении их выполнять.
- На ваш взгляд, что являлось наиболее сложной задачей для «кандидата №1» в этой кампании?- Простота и одновременно сложность этой кампании заключалась в том, что не надо было что-то изобретать. Здесь играли свою роль и предыдущий опыт, и харизма кандидата, и главное – те идеи, с которыми Токаев шел на выборы. Первая из которых – «Справедливый Казахстан». Надо было донести до избирателя искренность президента и его последовательность в построении справедливого общества.
- Внимание некоторых экспертов привлекло то, что при освещении президентской кампании в Казахстане активно использовались российские СМИ и соцмедиа. Как Вы считаете, это являлось частью оргплана штаба Токаева, или журналисты действовали, скорее, спонтанно?
- Площадки российских СМИ были задействованы не случайно. Россия и Казахстан неразрывно связаны друг с другом. Общей историй, памятью, традициями и самой большой в мире сухопутной границей. Степень взаимопроникновения очень большая, как и число этнических русских в Казахстане. Для наших стран с традиционным обществом – это хорошая идеология. Привлечение авторитетных как казахских, так и российских экспертов, обладающих высокой степенью доверия, позволило решить поставленные задачи.
Печать