Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский - об очередном пакете санкций ЕС в отношении России.Интересная ситуация складывается с санкциями в России. На прошлой неделе ЕС принял 9-й пакет ограничительных мер, куда включил парламентские партии, а также депутатов и сенаторов. США пока не замечают российские партии, но депутатов под санкции включили давно.
Собственно, что вообще ограничивают? Судя по официальному документу, право на передвижение по Еврозоне, все финансовые счета и возможность получать услуги маркетингового и исследовательского характера на территории ЕС.
Понятно, что руководству партий, да и им в целом санкции безразличны. Но уже есть вопросы по новому пакету, кого коснутся, как быть кандидатам и специалистам.
Пока очень много вопросов:
1. Коснутся ли санкции кандидатов, которые выдвигаются от партии на выборах? Например, беспартийных кандидатов от Новых Людей.
2. Распространяются ли санкции на членов штабов, технологов, дизайнера на аутсорсе по договору?
3. А если договор со специалистом у партии подписан не напрямую, а через несколько контрагентов?
4. Коснутся ли санкции всех членов партий, которые вступили в них в 90-е и про своё членство уже не помнят. Это же огромное количество людей.
5. Переносятся ли санкции автоматически на тех, кто работает с санкционниками или единственное основание - поддержка СВО?
Насколько я понял, есть два вида санкций — секторальные и блокировочные. Первые предполагают серые зоны, которые позволяют работать с попавшими в них юридическими лицами. Например, запрещено оказывать определённый набор услуг для санкционных компаний, но всё остальное можно.
Изначально первые санкции работали по принципу «ограничения должны соблюдать сами США и ЕС», но затем практика вторичных санкций и расширения списка участников сильно напугали участников рынка.
Блокировочные санкции жёстче, они распространяются на аффилированных третьих лиц. Так под ограничения Британии попала ИМА Консалтинг, известная на российском рынке политконсалтинговая фирма.
Если рассматривать гипотетически худший вариант с переходом санкций на третьих лиц, то это сильно бьёт по специалистам и кандидатам. Первых затронет, начиная от прямых подрядчиков и заканчивая дизайнером на удалёнке. Вторых затронет и материально, и морально. Например, классический московский кандидат от НЛ это бизнесмен или айтишник. Теперь они дважды подумают перед тем, как выдвигаться от партии и рисковать своим бизнесом.
Практики пока не хватает, так что остаётся только следить и смотреть, как санкции будут реализованы после попадания в них парламентских партий.
Печать