Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о докладе американского Комитета расследования событий 6 января. История с атакой на главный символ США разнеслась по всему миру в 2020 году. Для страны это событие стало настоящим потрясением, а для всего мира знаком — в Штатах царит хаос, они попали в кризис. На этой неделе завершилось расследование событий тех дней. Впервые публично были представлены все доказательства вины участников штурма, а также прямого
влияния Трампа.
Я прочитал все 845 страниц доклада Комитета расследования событий 6 января, изучил транскрипты показаний свидетелей и обвиняемых.
Комитет 6 января состоял как из республиканцев, так и демократов. Все 9 пришли к одному выводу — во всём виноват один человек и его зовут Дональд Трамп. Если бы не его участие, трагедии 6 января не случилось бы. Все выводы доклада станут основой грядущих реформ, которые должны коснуться публичной подотчётности первых лиц, избирательной системы.
Расследование длилось 18 месяцев и впервые предоставляет общественности историю того, как происходили эти события. Больше 100 людей признаны виновными или ждут решения по их делу. Было проанализировано 60 судебных дел о непризнании результатов выборов по всей стране. Больше 70 человек дали свои показания во время 9 публичных слушаний Комитета.
Из наиболее интересного — показания близкого круга Трампа, согласно которому все менеджеры кампании и советники отговаривали Трампа от непризнания результатов выборов. Все, кроме его верного юриста Рудольф Джулиани.
Ключевые выводы1. Участники штурма отправились к Капитолию после заявления Трампа об украденных выборах. Большинство из них бывшие военные и участники парамилитаристских групп. Для них публичный призыв Трампа по ТВ и соцсетям о защите избирательной системы — прямой приказ главнокомандующего. Чтобы лучше понять их мысли, достаточно обратиться к цитате подсудимого Янга: «Мы думали, что как французы штурмовали крепость Бастилии». Несмотря на приверженность дисциплине и военной муштре, «январисты» признали свою вину и признали, что им стыдно за честь мундира после участия в этих событиях.
2. Трамп намеренно ещё до подведения результатов выборов планировал в случае своего поражения отказаться принимать итоги кампании. Все публичные спикеры его команды дали показания, что у них не было оснований предполагать, что выборы украли. Ни один из них не смог и не планировал предоставлять данные о том, что выборы были сфальсифицированы. Этих данных не существует в природе.
3. Трамп давил на вице-президента Майка Пенса, чтобы он не признавал результаты выборов и отказался их сертифицировать.
4. Трамп пытался склонить Министерство юстиций США к даче ложных показаний по отмене президентских выборов. После того, как все чиновники отказались, он предложить должность исполняющего обязанности генерального прокурора Джеффу Кларку, который планировал заявить об «украденных выборах».
5. Трамп давил на чиновников и сенаторов штатов, чтобы те поменяли результаты выборов в своих штатах. Он предлагал сенаторам не признавать списки выборщиков от штатов, где проиграл.
6. Трамп предпринял попытку передать фальшивые сертификаты о результатах выборов в Конгресс и Национальный архив.
7. Основной силой штурма 6 января стали группировки Proud Boys и Oath Keeper.
8. Во время штурма Капитолия, Трамп мог отдать приказ силовым ведомствам и другим агентствам для предотвращения этих событий, но ничего не сделал. За 3 часа до штурма он предполагал, что может начаться мятеж.
9. Технологи Трампа советовали ему нейтрально писать о подсчёте голосов, но последний выпалил вместо этого тезисы об украденных выборах и нарушениях. Штаб не поддержал его решения.
10. Идея признать себя победителем на выборах в любом случае появилась задолго для дня голосования. Есть аудиосвидетельства Стива Бэннона и Роджера Стоуна. Первый рассказал о плане Трампа на мероприятие с китайскими партнёрами ещё 31 октября (выборы были 3 ноября).
11. Мог ли Трамп отказаться от своих заявлений позже? — Да. И юридическая служба, и дата-аналитики, и штаб Трампа подтвердили, что выборы прошли нормально.
Что дальше? Комитет предложил ограничить Трампа в возможности избираться на выборах, а также всех, кто принимал участие в штурме и чья вина доказана. Также должны быть пересмотрены меры безопасности в отношении сотрудников избирательных комиссий, угрозы им должны стать нелегальными, а их безопасность стать высшей ценностью.
Доклад уже повлиял на избирательное законодательство США. Будет уточнена роль вице-президента в сертификации голосов. Сейчас из-за старой части законодательства, вице-президент формально стоит выше, чем весь Конгресс в вопросах утверждения результатов выборов. Ключевая ставка Трампа по непризнанию результатов была сделана именно на Майка Пенса, который отказался принимать в этом участие и во время показаний Комитету 6 января заявил, что системных фальсификаций на выборах не было.
Комитет предложил расширить и уточнить законодательство о повестках специально созданных расследований, чтобы вызванные для показаний не могли игнорировать повестки.
Доклад будет отправлен как рекомендация в Министерство юстиций. Его дальнейшая судьба остаётся туманной. Трамп уже стал кандидатом и активно ведёт кампанию в социальных сетях, играя на чувствах вокруг скандала с Twitter и их взаимодействием с ФБР. И хотя в докладе упоминаются высокопоставленные республиканцы вроде Кевина Маккарти (Калифорния), они вряд ли предстанут перед расследованием. Промежуточные выборы принесли большинство в Палате представителей республиканцам, которые не захотят перед президентской кампанией 2024 портить себе рейтинги.
Печать