Фото с сайта: pixabay.com
Явного победителя снова нет, но на этот раз техника ни при чем
После скандала, связанного с подсчетами и пересчетами голосов на предварительных выборах в штате Айова, американские демократы выходили на праймериз в Нью-Гэмпшире как на площадку, которая должна была дать первую объективную оценку амбиций всех кандидатов. Большинство из них постигло глубокое разочарование. Провал в Нью-Гэмпшире ставит большой вопрос над амбициями любого политика. Эти праймериз уже заставили официально завершить кампании двух второстепенных деятелей Эндрю Янга и Майкла Беннета, и поставили на грань поражения двух бывших лидеров гонки. Причем если у Джо Байдена будет еще одна попытка зацепиться в Южной Каролине и Неваде, то участь Элизабет Уоррен кажется предрешенной.
Кто победил в Нью-Гэмпшире – вопрос спорный. И если с Айовой было непонятно из-за целого ряда технических проблем, которые вызвали большой скандал относительно непредвзятости партийной верхушки, то в Нью-Гэмпшире результаты известны и определены. Там 26% набрал Берни Сандерс, обойдя своего ближайшего преследователя, Пита Буттиджича
на полтора процента. Однако при этом кандидаты получили поровну делегатов, каждого представят на конференции по 9 выборщиков от «Гранитного штата».
Такой результат неоднозначен не только из-за равенства выборщиков. Записать победу Берни Сандерсу очень тяжело: Нью-Гэмпшир был одним из ключевых штатов, где он имел хорошие шансы набрать если не 40%, то хотя бы треть голосов. В результате получилась 26%, с
мизерным отрывом от Пита Буттиджича. Сандерс не смог повторить свой успех четырехлетней давности в глубинке, да и в больших городах он выиграл с небольшим перевесом. Таким образом, Нью-Гэмпшир не дал ему мощный толчок — на этом этапе важнее как раз общее впечатление, а не голоса конкретных выборщиков. В этом плане Сандерс упустил свой шанс показать несокрушимую мощь и перетянуть к себе неопределившихся избирателей.
Пит Буттиджич тоже не является победителем, как минимум, формально. Однако вряд ли он этим сильно расстроен. Уроженец Индианы показал неожиданно хороший результат в сельской местности, плюс он перетянул к себе центристский электорат, который в 2012 году голосовал за республиканца Ромни, а в 2016 поддержал демократку Клинтон. Многие из таких людей на праймериз в принципе пришли впервые. Это добрый знак для Буттиджича, возможно, такая тенденция продолжится в других штатах. Ну и он набрал солидные для себя 24,5%, и это при том, что прогнозы ему редко давали больше 17-18 пунктов. Для мэра Пита эти праймериз прошли успешно.
Помимо Сандерса и Буттиджича голоса выборщиков получила Эми Клобушар, сенатор из Миннесоты. Клобушар до этих праймериз была даже не «темной лошадкой», она была записным аутсайдером – наравне с другими сенаторами, которые не пользовались особой популярностью. В последнее время она смогла продемонстрировать рост рейтинга, но ей было далеко до вершин. Сенатор решила сделать ставку на Нью-Гэмпшир и ей это удалось. Клобушар получила 20% голосов и 6 выборщиков. При этом ее результат был хорош, в столице штата, городе Конкорд, она вообще заняла второе место, опередив Пита Буттиджича и уступив лишь Сандерсу. Для нее Нью-Гэмпшир почти наверняка станет стартовой площадкой для дальнейшей борьбы.
А вот кто проиграл все и, кажется, окончательно, так это Элизабет Уоррен. Не так давно она шла среди явных фаворитов, но скандалы и открытый конфликт с Сандерсом ее подкосили. Уоррен получила всего 9% голосов и не преодолела порог, чтобы получить ну хоть каких-то выборщиков. А ведь Нью-Гэмпшир был одним из тех штатов, на которые она изначально делала ставку. Именно здесь она должна была навязать борьбу Сандерсу и показать, что она тоже борется за номинацию от прогрессивного крыла партии, которое весьма сильно в это регионе. На очереди умеренные штаты Невада и Южная Каролина, где у нее почти нет шансов выстрелить. Скорее всего, она постарается дотянуть до «Супервторника», когда будут разраны многие ключевые штаты, но похоже, ее уже мало что может спасти. Уоррен де-факто проиграла эту гонку.
Другим неудачником Нью-Гэмпшира стал Джо Байден. Бывший вице-президент США изначально прекрасно понимал расклады и даже отменил традиционную вечеринку после праймериз для своих сторонников. Он выступил откровенно слабо, не сумев навязать борьбу лидерам и отдав часть электората Буттиджичу. Но это было вполне предсказуемое поражение, и 8% не должны ставить крест на его амбициях. Хотя это еще один удар по позициям Байдена. Для него решающими станут следующие первичные выборы в Южной Каролине, где он может снова заявить о себе как о главном умеренном политике, воспользовавшись низкими рейтингами Буттиджича у афроамериканцев. Но если он и там не сумеет победить, то для главного фаворита гонка закончится, не начавшись.
Праймериз в Нью-Гэмпшире стали не самым радостным событием для всей Демократической партии. Они не внесли ясность после кошмара Айовы, но только больше запутали ситуацию. И это на фоне того, что Трамп собрал рекордное количество голосов в штате, при этом фактически не имея противников. Возможно, главный вопрос у демократов: а есть ли в их раздробленной партии такой человек, который сможет стать полноценным противовесом для президента?
Печать