Фото с сайта: wikipedia.org
– Последнее время особое внимание общественности привлекают рейтинги власти, но непонятно, каким социологическим службам можно доверять, так как цифры у всех разнятся.– На это влияет несколько факторов: формулировка вопроса, метод опроса и время его проведения. Например, президент выступил с посланием к Федеральному Собранию 15 января. Результаты опросов о доверии к Владимиру Путину, полученные 14 и 16 января, будут отличаться друг от друга. Событийный фактор играет очень большую роль. Поэтому то, что у социологических центров разные результаты, не говорит о том, что кто-то из них плохо работает.
– А какие тенденции вы отмечаете сейчас с политическими рейтингами?– Ключевых событий за последние два года, которые оказали на них влияние, было два. Сначала повышение пенсионного возраста, после чего рейтинги всех институтов власти снизились, а затем постепенно стали подрастать по мере угасания негативного аспекта. Все это происходило медленно, в течение полутора лет. Вторым крупным событием стало остросоциальное и яркое послание президента Федеральному Собранию. После него мы фиксируем тенденцию к повышению рейтингов практически всех органов власти, но в первую очередь президента.
– Неужели у общества вызывает поддержку перераспределение властных полномочий? Проводил ли ВЦИОМ соцопросы в регионах по итогам послания? Россияне поддерживают готовящееся голосование по поправкам к Конституции?– Если говорить о предложениях, с которыми президент выступил, то наибольшую поддержку имеют инициативы социального плана. Те, которые связаны с поддержкой со стороны государства многодетных семей и тех, кто решил завести ребенка, а также все, что связано с социальными гарантиями. О политических поправках люди пока знают меньше и не очень в них разбираются. Наибольший резонанс среди них вызвало предложение о приоритете российской Конституции над международными обязательствами. Пока еще идет процесс осознания и осмысления. Голосование планируется на апрель, и двух месяцев, полагаю, будет достаточно, чтобы донести до людей всю необходимую информацию. А дальше уже выбор – за ними.
– Ваши опросы через неделю показали, что после послания произошел резкий скачок рейтингов доверия к Владимиру Путину, однако спустя еще неделю началось его небольшое снижение. Как вы считаете, повышение рейтингов после послания закладывает тенденцию или это ситуативный всплеск, и рейтинги нормализуются?– Пока мы видели позитивный всплеск, продолжится ли дальше повышение или рейтинги закрепятся на достигнутом уровне – будет зависеть от того, будет ли провозглашенный курс поддержан реальными действиями правительства, ощутят ли люди улучшение ситуации в экономике. В зависимости от этого они и будут отвечать на наши вопросы.
– «Левада-центр» используют открытый вопрос: просят назвать пять-шесть политиков, которым люди доверяют. А у вас в свое время тоже был открытый опрос, но потом к нему добавился закрытый, и открытый стал выходить раз в месяц. Почему вы пришли к решению, что он лучше?– Оба вопроса нормальные, поэтому мы не стали один заменять другим и публикуем оба. Закрытый нам нравится больше, потому что в открытом большую роль играет фактор информационной ситуации. Скажем, сегодня чуть больше говорят о Владимире Жириновском – значит, чуть больше респондентов говорят о своем доверии к нему. Завтра он вдруг исчез из информационного поля – и доля его поддержки сразу снизилась. Значит ли это, что люди стали меньше доверять ему? Нет, это значит, что о нем меньше слышат, а значит и меньше его вспоминают. А в закрытом вопросе вспоминать ничего не надо, список на оценку предлагаем мы. Открытый вопрос имеет другой смысл, он связан с оценкой ситуативной, конъюнктурной деятельности политика, с резонансом от его актуальных выступлений и поступков.
– Поясните разницу между рейтингами одобрения государственных институтов и электоральными рейтингами.– Электоральный мы не проводим, потому что до следующих президентских выборов еще больше четырех лет. Кандидаты неизвестны, да и самого этого вопроса в головах у людей нет. Спросить мы можем, но результаты будут несерьезными. Их нельзя будет использовать для принятия каких-то решений или вынесения суждений. Возьмем, например, прежний список кандидатов: Ксения Собчак, Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Владимир Путин и еще трое. А кто из них в 2024 году будет баллотироваться? Вы знаете? Я – нет. Зачем об этом спрашивать людей? Предложить самим назвать, за кого будут голосовать? Без списка? А какое это отношение имеет к реальному голосованию? Человек же, когда придет на избирательный участок, получит бюллетень со списком. Это как меню в ресторане: посетитель всегда выбирает из того, что повар готовит. Заказать что-то особенное у вас не получится, вам нужен для этого другой повар – домашний. Но это нереальная ситуация, если говорить о выборах президента. Что касается различия между доверием и отношением, хороший кейс – это доверие Владимиру Путину и оценка его деятельности как президента страны. Доверие у него сейчас на уровне 70-71%, оценка деятельности – 65-66%. Значит, доверяющих президенту несколько больше, чем тех, кто хорошо оценивает его работу. О чем это говорит? Что нынешняя ситуация в стране людям не очень нравится. Ну, или по крайней мере что тех, кому она не нравится, довольно много. При этом тех, кто доверяет Владимиру Путину, больше. 4-5% – это существенная разница. Эти люди сохраняют кредит доверия к президенту. Если ситуация поменяется и будут приняты другие крупные решения, то и оценка деятельности Владимира Путина может подняться. А может, наоборот, снизиться. Это зависит от реальной политической активности и тех результатов политики, которые люди ощущают на себе.
– А как на рейтинг повлияла отставка правительства, и что, по вашим прогнозам, будет дальше?– Невозможно отделить влияние отставки правительства от влияния послания Федеральному Собранию, так как эти события произошли в один день. В целом мы видим, что рейтинги власти подросли. Что будет дальше? Я не знаю. Знаю только, что это будет зависеть от реальных дел нового правительства. Любой новый кабинет имеет «сто дней», или «медовый месяц», когда люди его еще не хвалят и не критикуют, они только присматриваются. Сейчас идет именно такой период, но когда-то он закончится – и, скорее всего, довольно скоро. И тогда уже судить будут по делам. Вот от того, какие это будут дела, и насколько они понравятся гражданам, зависит и их оценка нового правительства.
– То есть может быть и наоборот? И оценки Дмитрия Анатольевича вырастут? Если новый кабмин людям не понравится?– Будем наблюдать, предсказывать здесь что-то сложно. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Печать