После отмеченного 19 апреля пика количества выявленных в регионе инфицированных третий день подряд наблюдается снижение количества положительных тестов.
Диагр. 1
Можно ли надеться на то, что пик заболеваемости пройден и ситуация с распространением инфекции в Нижегородской области поставлена под контроль? Безусловно, в это хотелось бы верить. Но…
Количество проводимых в сутки тестов, по-видимому, достигло своего максимума, который составляет около 3000 тестов в сутки.
Диагр. 2
Наибольшее количество протестированных было отмечено 19 и 20 апреля, как раз в дни наблюдавшегося пика заболеваемости.
Следует заранее отмести сомнения в зависимости количества выявленных инфицированных от количества тестов. Процент положительных тестов меняется, хотя на данные приведенной ниже диаграммы следует ориентироваться с осторожностью: экспресс-тесты, выдающие результат практически сразу, по словам медиков ненадежны. А результат при использовании наиболее широко распространенных отечественных тестов становится известен в среднем через двое–трое суток. В случаях же, когда результат неоднозначен, пробы посылают в Новосибирск и результат появляется еще позже
Диагр 3
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи: означает ли снижение выявленных случаев COVID-19 то, что пик эпидемии в регионе пройден, — следует отметить, что доля протестированных жителей Нижегородской области (население более 3,2 млн человек) составляет в лучшем случае 1,42%.
Диагр 4
Поэтому точность статистики зависит от «выборки». Правда, в отличие от социологических исследований, когда организаторы опроса подбирают выборку «репрезентативную», с одинаковым весом отражающую все значимые слои и группы населения как по возрастному и гендерному признакам, так и по социальному положению, доходам, образованию, профессии, месту жительства и другим параметрам, которые могут быть важны для исследования.
В нашем случае все обстоит ровно наоборот: структура выборки протестированных на коронавирус не соответствует структуре всего населения региона. В первую очередь тестируют тех, кто с наибольшей вероятностью мог заразится. Поэтому очень важный вопрос: насколько полно охвачены все категории повышенного риска. Информации об этом нет.
Можно предполагать, что тестированием охвачены все, вернувшиеся из-за границы и большинство вернувшихся из неблагополучных регионов. Но, насколько я понимаю, указ губернатора требует от них самоизоляции на период 14м дней (помимо оповещения о своем приезде). Думаю, большинству приехавших рано или поздно сделают тест. Но вот насколько строго они соблюдали режим самоизоляции и не могла бы инфекция начать бесконтрольно распространяться, пока результаты теста самого приехавшего не стали известны?
Тестируют медиков, и, видимо, делают это регулярно. Однако инициатива губернатора с переселением тех, кто находится на переднем крае борьбы с коронавирусом, в гостиницы, чтобы обезопасить от возможного инфицирования их семьи, показывает, что изоляция от заразы даже в заточенных на борьбу с ней инфекционных лечебных учреждениях не абсолютна.
Заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов в комментарии «Коммерсант FM» сдела прогноз относительно развития эпидемиологической обстановки в регионе:
— Несколько снижаются ежедневные темпа прироста количества новых заболевших. Это в нас вселяет определенную уверенность. Пока, правда, эта уверенность не стопроцентная. Мы должны посмотреть ещё 2–3 дня и потом уже будем делать конкретные выводы о том, выходим мы на плато или не выходим. Если ситуация будет развиваться таким же образом, как она у нас происходит сейчас, то есть в день мы будем прибавлять себя не более 10% по количеству населения, то на плато мы выйдем буквально к концу следующей недели. Если у нас будет ежедневный прирост выше 12% то плато при прочих равных условиях мы будем ожидать к середине мая.
На наш взгляд, если мы правильно поняли сказанное заместителем губернатора, он ориентируется на график, построенный на основе некоей матмодели. Но такая модель корректна только в предположении, что источником новых заболеваний являются заболевшие, которые успешно выявляются. И мы наблюдаем распространение инфекции впрямую, без всякого «тумана войны». Тогда снижение процента, означает успех в борьбе с эпидемией.
Но в случае коронавируса, его инкубационный период велик и распространяют его как правило невыявленные (до поры до времени) вирусоносители.
Что касается названных процентов, то за десять дней наблюдений прирост количества инфицированных составил 735 человек. То есть 73,5 человека в день.
Диагр 5
Допустим, что количество новых выявленных заболевших было постоянным, и даже округлим это значение в бóльшую сторону — 74 человека. Тогда за 10 дней процент прироста заболевших уменьшится со страшных 38% до приемлемых для Давида Валерьевича 8,6%.
Диагр 6
При этом ни о каком выходе на «плато» речи не идет. Численный прирост заболевших не меняется.
Возможно, такая ситуация и может считаться приемлемой, если отталкиваться от формулы, предложенной профессором Дахиным. Но в ней есть переменная, учитывающая текущее число вылечиваемых людей. Пока у нас количество выписываемых никак не соответствует количеству вновь заболевших.
Диагр 7
И поэтому в отсутствие правдоподобной математической модели распространения заболевания, придется опираться на эту формулу: число вновь заболевших должно быть не больше числа выписанных.
Возможно у заместителя губернатора есть такие прогнозы, но официально они пока не были озвучены.
А пока, повторимся, число заболевших растет за счет неучтенных вирусоносителей, которые, возможно и не чувствуют себя больными. В этих условиях режим самоизоляции — это способ уменьшить количество контактов между людьми, а, значит, и замедлить распространение инфекции. О чем и говорил губернатор, презентуя индекс мобильности, свидетельствующий, что все больше нижегородцев начинают нарушать режим самоизоляции.
Что касается роста количества заболевших, то пока мы идем практически в ногу со всей страной (может быть чуть-чуть опережая ее в снижении числа выявляемых новых инфицированных).
Диагр 8
Но как будут развиваться события дальше, пока предсказать нельзя. Хотя последняя диаграмма и Диаграмма 1, приведенная нами в самом начале, внушают осторожный оптимизм.
Печать