Фото с сайта: pixabay.com
14 мая, — 100 дней со дня вступления Дмитрия Махонина на должность врио губернатора Пермского края. Отвечая на вопросы пермяков в прямом эфире телеканала «Россия 24», глава региона сравнил эти дни с целым годом. Мы спросили у специалистов, как оценивают его работу за это время.
Виталий Ковин, политолог: «У него человеческий стиль правления»— В ситуации, в которой мы все находимся, я даже рад, что у нас главой региона сейчас является не господин Решетников, а господин Махонин, — говорит эксперт. — Я с ужасом думаю, чтобы у нас было, если бы Решетников оставался губернатором, имея в виду его негуманный стиль руководства. В этом смысле Махонин безусловно транслирует противоположный — человеческий — стиль правления. В сложившейся ситуации это безусловный плюс. Понятно, что сама ситуация сконцентрировала его деятельность вокруг данной проблемы — не допустить распространения эпидемии и массового заражения на территории Пермского края. И, судя по цифрам, которые нам показывают, и если им доверять, то всё не так плохо. Можем сказать, что с этой оперативной задачей новый глава пока справляется. Больших провалов, как в других регионах, нет. Понятно, что это оттеснило все остальные проблемы и отодвинуло их на второй-третий план. Проблема с коронавирусом сейчас — самая важная, но не вечная. Надеемся, что за полгода–год с этой ситуацией мы справимся.
Политолог отмечает, что пока непонятно, как Махонин проявит себя в экономической, социальной, культурной и чистой политике, но можно предположить, что стиль управления будет более открытым по сравнении с предыдущим губернатором.
— Об этом говорят брифинги министров, чиновников, обмен информацией, задействование разных каналов, вплоть до телеграма, — говорит Виталий Ковин. — Это тоже плюс. Есть определенная осторожность в кадровых решениях и каких-то громких заявлениях по поводу проектов. Долго молчать не придется, рано или поздно по той же железной дороге придется сказать, ну и о других проектах, которые оставил нам Решетников. Придется говорить и объяснять, почему те или иные назначения произошли или не произошли, почему эти люди остались.
Среди положительных моментов политолог также назвал поправки, которые были внесены в закон о выборах губернатора. По его мнению, они создают лучшие условия для конкуренции на предстоящих выборах.
— Видно, что этот человек конкурентной борьбы не боится, надеюсь, что это и дальше так будет, — уточняет Ковин. — А еще расширился круг лиц, к которым глава региона прислушивается — по сравнению с Решетниковым, который слышал в основном только приближенных к нему лиц. Плюс — и появление среди советников такого общественника, как Дмитрий Жебелев. Это канал, через которого люди далекие, не вхожие в кабинеты, могут озвучивать и доносить свои проблемы. С моей точки зрения, таких каналов пока мало. Важно, чтобы они появились и в других областях.
Людмила Ознобишина, политконсультант: «Он — командный игрок»— Я бы разделила период работы Махонина — до пандемии коронавируса с объявлением режима самоизоляции и после, — говорит специалист. — В спокойном режиме Дмитрий Махонин проработал чуть больше месяца. После чего столкнулся с нестандартной ситуацией, которую ни один из его предшественников-губернаторов не переживал. Первое, что бросилось в глаза, — пришёл точно не преемник Максима Решетникова, и в регионе будет перезагрузка, в том числе знаковых проектов. Несмотря на миролюбивую атмосферу, которая поначалу сложилась в правительстве края. Но чем дальше, тем больше было сигналов, что проекты предшественника будут пересматриваться. В частности, это выразилось в уходе ряда членов команды Максима Решетникова.
По словам эксперта, предшественник нынешнего главы — классический технократ, который глубоко погружён в процессы, может с ходу и со знанием дела рассуждать о бюджете, ситуации в разных отраслях. С Дмитрием Махониным иначе, он — командный игрок.
— Мы видим, что он — сторонник делегирования полномочий, — считает Людмила Ознобишина. — Не потому, что боится ответственности, а потому, что командный метод управления рациональнее и правильнее для такого крупного региона как Пермский край. Ещё бросилось в глаза, что Махонин лично пытается во всё погрузиться. Но не с точки зрения дальнейшего
ручного управления, а прежде всего для понимания. Это мы видим и сейчас в ситуации с борьбой против распространения коронавируса. Когда врио губернатора, например, сам объезжает больницы. И делает это не ради пиара. Видно, что это нужно Дмитрию Махонину самому, чтобы лучше понимать ситуацию.
По мнению Людмилы Ознобишиной, все меры борьбы с коронавирусом в регионе были приняты своевременно, несмотря на их жесткость.
— Они оправданы в этой нестандартной ситуации. Если сравнивать с другими регионами, то наш край выглядит достойно. Концентрация событий была большой, все они связаны с сохранением жизни и здоровья жителей. Не обошлось без ошибок, но они послужили уроком для власти. В целом мы видим, что ситуация по коронавирусу не тяжелая. Нагрузка на систему здравоохранения у нас управляемая. Мы дополняем меры социальной поддержки, а по ряду моментов идем на опережение — это продуктовые наборы для родителей дошкольников, выплаты малоимущим семьям, которые оказались за бортом федеральных льгот. При этом команда не забывает о повседневных проблемах.
Политконсультант также отметила открытость правления нового главы — брифинги и заседания штаба в режиме онлайн, эфиры от министров.
— Мы понимаем, что в сентябре так или иначе состоятся выборы губернатора, — напоминает эксперт. — И если первую задачу – развертывание мер по борьбе с пандемией, за 100 дней врио удалось решить, сейчас он фактически уже перешел в режим выборной кампании, и нужно думать о задачах следующего уровня — выходе из последствий пандемии, решении экономических и психологических проблем, с которыми столкнулись многие жители Прикамья.
Андрей Денисенко, политтехнолог: «Обогнать Свердловскую область — цель хорошая и амбициозная»— 100 дней Дмитрия Махонина прошли под знаком эпидемии коронавируса, что, безусловно, внесло свои глобальные коррективы, — говорит Андрей Денисенко. — На фоне новостей с медицинского фронта все остальные информационные поводы теряют свою значимость. Это новая реальность, в которой вынуждены работать и готовиться к выборам все врио, чьи выборы должны состояться в сентябре 2020 года (кстати, пока не факт, что они состоятся — по крайней мере, в привычном нам формате). То есть врио, может быть, и рад был бы предложить, а то и реализовать уже какие-то инфраструктурные проекты или стратегии развития региона. Но кого они, откровенно скажем, сейчас волнуют, если непонятно, когда закончится весь этот коронавирусный ад и закончится ли вообще?
Политтехнолог считает, что работа в условиях фактически «военного положения» вносит свои коррективы во все аспекты работы врио.
— Вот сегодня в очередной раз встал вопрос кадров, с намёком «а не разогнать ли всех этих, чтобы нанять каких-то других»? — говорит Андрей. — Нет, пока не разогнать. Потому что другим нужно будет время на освоение в новой должности, а времени сейчас нет. Тем не менее сегодня Дмитрий Махонин озвучил хорошую и понятную цель — догнать и обогнать Свердловскую область. Не буду сейчас оценивать вероятность этого события, но идеологически посыл хороший. Регион-конкурент у нас под боком, все и всё про него знают, история взаимоотношений старая, история конкуренции — тоже. В общем, цель амбициозная и задорная, и вокруг неё в дальнейшем можно будет создать много разных хороших историй. И на этих историях без проблем пройти избирательную кампанию. Но всё это уже после коронавируса.
Константин Сулимов, политолог: «Использует публичность как инструмент»— Сейчас особенная ситуация, Махонин действует вполне адекватно, — считает эксперт. — Никаких особых провалов нет, в этом смысле всё нормально. При этом он использует публичность как инструмент, что он делал еще будучи главой ФАС. Пока особых шансов показать свою политику в обычной ситуации у него не было, все силы были брошены на борьбу [с коронавирусом], что и понятно. Сейчас все так делают. С борьбой он справляется, а что будет дальше, посмотрим.
Печать