Фото с сайта: pixabay.com
Социальные сети – и отечественные, и зарубежные – должны соблюдать российское законодательство. Этот тезис неоднократно прозвучал на площадке Общественной палаты во время экспертного обсуждения темы, касающейся модерации соцсетей, противодействия распространению деструктивного контента. По некоторым пунктам эксперты разошлись во взглядах, но едины оказались в основном – России нужно серьезное регулирование виртуального пространства, вплоть до создания интернет-прокуратуры и интернет-полиции. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Любое регулирование виртуального пространства, в котором современный человек живет параллельно реальности, неизменно вызывает шквал критики, недовольства и даже протесты. И даже несмотря на это, участники обсуждения в Общественной палате России пришли к выводу, что создавать новые виды контроля в интернете просто необходимо.
Первый зампред комиссии ОП РФ по СМИ Александр Малькевич объясняет это постоянным появлением «огромного количества фейков, запрещенного и экстремистского контента». «С этим нужно что-то делать, нужно прописывать ответственность соцсетей за размещаемую информацию. Нашей стране необходимо учитывать глобальный тренд на совершенствование законодательства. Для создания нейтральной онлайн-среды для безопасной коммуникации пользователей», – убежден Малькевич.
И с этим сложно поспорить. Как отметила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, «глобальные интернет-компании стали самостоятельными государствами, они обладают возможностями манипулировать общественным сознанием». Компании чаще всего не несут ответственности за нанесенный пользователям ущерб в виде распространения того или иного негативного контента в отношении них.
При этом не нужно думать, что контролировать интернет хотят только в России. По словам Мизулиной, «весь мир пытается внести ответственность за распространение деструктивного контента»; страны, в том числе в Еврозоне, принимают свои законы, обязывающие собственников социальных сетей отвечать за размещенную информацию. В той же Германии законодательно закреплена норма, обязывающая соцсети удалять контент, подрывающий устои государства. «Наше законодательство отстает от технологий, – заявила Мизулина. – В цифровом мире наша вера в то, что мы слышим, видим, читаем, искажается до такой степени, что мы не знаем, кому доверять. Снижение доверия к информации – это следствие неограниченной власти, отсутствие ответственности социальных сетей. Практически каждый второй подросток в России находится под влиянием деструктивной информации в социальных сетях. Самое жуткое явление – распространение групп ультрадвижения, групп террористического экстремистского характера, в них часто ведется пропаганда нацизма, рассказывается, как создавать оружие, даются задания о нападении на соцучреждения и так далее».
Ответственность – это еще не все. По мнению Екатерины Мизулиной, необходимо говорить и о введении дополнительных обязанностей для соцсетей – они должны самостоятельно принимать меры для блокировки деструктивного контента и реагировать на жалобы пользователей в случае появления негативной информации. В целом, считает Мизулина, «должен существовать запрет на продвижение информации, запрещенной на территории России».
Эксперты полагают, что прежде всего важно продумать, как «прописать» мессенджеры и другие социальные площадки в России. Если компании будут зарегистрированы на территории РФ, они вынуждены будут работать в правовом поле государства, обязаны будут показывать свои доходы от рекламы и таргетирования услуг. «Если компании не хотят работать на территории РФ, не нужно бояться. Нужно штрафовать, и вплоть до их блокировки», – считает Екатерина Мизулина.
Другой вопрос – как это сделать грамотно юридически. По мнению члена Ассоциации юристов России Александра Журавлева, для начала нужно определить критерии регулирования, критерии, по которым будет выявляться деструктивный контент, важно понимать и знать алгоритмы выявления фейков в социальных сетях. Проблемы, считает Журавлев, могут возникнуть с иностранными компаниями. Вряд ли можно будет заставить всех зарегистрировать свои представительства в России, а это автоматически ведет к неисполнению отечественного законодательства.
Может быть, стоит рассмотреть в связи с этим альтернативы блокировки, к которым относятся механизмы стимулирования и механизмы принуждения. Первые призваны упростить процедуру регистрации представительства на территории РФ, вторые – вынудить сделать это. «Есть вариант замедления трафика. Если скорость будет падать, то пользователь сам откажется от использования той или иной социальной сети», – пояснил Журавлев.
Есть и еще один вариант – воздействие через платежных агентов, то есть те компании, которые размещают в соцсетях рекламную информацию. Недавнее определение Верховного суда РФ говорит о том, что пользователь имеет право именно на территории своей страны судиться с любой иностранной платформой, размещающей рекламу и любые данные в России. «Это значит, что в отношении иностранного игрока, социальной сети, которая работает на российскую аудиторию, но не платит налоги, не соблюдает наше законодательство о персональных данных, при наличии судебного акта можно будет ввести механизм, который позволит взыскивать судебные штрафы через специальных платежных агентов, которые действуют на территории РФ. Но важно продумать, чтобы это не ударило по нашему бизнесу, который использует рекламу в социальных сетях», – отметил Александр Журавлев.
Член Общественной палаты России Артем Кирьянов пошел еще дальше и предложил создать в стране интернет-прокуратуру с прямым подчинением Генпрокуратуре и интернет-полицию. Эти специализированные структуры смогут заниматься не только деструктивным контентом в Сети, но и другими киберпреступлениями, раскрытие которых сейчас не превышает 10 %, а общее количество таких правонарушений постоянно растет. Наконец, существование такого подразделения позволит силовикам наладить международное сотрудничество в этой сфере.
Печать