По данным представителя ВЦИОМ, если в 2019 году об интересе к ЛДПР заявлял каждый третий (31%) респондент, то "сейчас эта группа сократилась до 26%, одновременно идет рост группы тех, кто заявляет, что деятельность партии ему неинтересна"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) фиксирует снижение интереса граждан к ЛДПР, объясняя это в том числе тем, что партия все меньше соответствует запросам в отношении нее. Соответствующие данные привел в среду руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов на круглом столе "ЛДПР: перспективы, проблемы и риски в парламентской кампании 2021 года", организованном Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ).
По его словам, электоральный рейтинг партии "достаточно стабилен, с 2018 года коридор 8% - максимум 14%". Впрочем, заметил социолог, "на выборах в Госдуму партия набирает, как правило, больше, чем декларируют респонденты в ходе опросов, но это за счет того что, [ЛДПР] собирает оппозиционно настроенный электорат".
"Сегодня мы фиксируем отчетливое снижение интереса к партии", - заявил Мамонов. В своих выводах он опирался на данные опроса ВЦИОМ, проведенного 25 октября методом телефонного интервью среди 1600 совершеннолетних россиян (предельная погрешность не превышает 2,5%), и сравнение этих результатов с цифрами предыдущих исследований.
Так, по данным представителя ВЦИОМ, если в 2019 году об интересе к ЛДПР заявлял каждый третий (31%) респондент, то "сейчас эта группа сократилась до 26%, одновременно идет рост группы тех, кто заявляет, что деятельность партии ему неинтересна (порядка 70% декларирует отсутствие интереса к деятельности данной партии)". "Когда попытались выяснить достижения и промахи партии в формате открытого вопроса, то эта попытка была практически безуспешной, абсолютное большинство [респондентов] не смогло назвать ни достижения, ни промахи партии, а те ответы, которые были получены нами в ходе общероссийского опроса, позволяют говорить, что деятельность партии рефлексируется крайне слабо", - утверждает представитель ВЦИОМ.
Мамонов обратил внимание на фиксируемый у ЛДПР "невысокий уровень легитимности", который снижается. Так, сообщил он, если в 2019 году 38% участников опроса ВЦИОМ заявляли, что партия работает в интересах всего общества, то сейчас этот показатель снизился до 33%, при этом "одновременно растет группа тех, кто считает, что партия работает либо в интересах меньшинства, либо в интересах небольшой группы лиц". "Таким образом мы отчетливо можем фиксировать тренд на снижение легитимности партии, что определяет снижение интереса к партии и ее деятельности", - полагает социолог. Более того, по его информации, "россияне скорее сомневаются в политических перспективах партии: только 10% [респондентов] заявляют о том, что роль этой партии в ближайшее время будет усиливаться, две три (65%) заявляют, что роль этой силы, скорее всего, не изменится".
"Несмотря на некую стабильность, положения данной партии и ее перспективы весьма туманны, определяются в первую очередь тем, что она, скорее всего, не соответствует тому запросу, который присутствует в отношении этой партии. И мы отчетливо фиксируем разочарование в отношении этой партии", - сделал вывод Мамонов.
Основные конкурентыДиректор по политическому анализу Института социального маркетинга (Инсомар) Виктор Потуремский в целом согласился с выводами ВЦИОМ о снижении интереса к ЛДПР, опираясь на результаты исследования фокус-групп.
Среди сильных сторон партии он выделил наличие у нее яркого лидера, популистскую риторику. "ЛДПР можно назвать и партией номер один, и старейшей популистской партией России", - отметил эксперт. Он также обратил внимание, что "в отличие от многих других ЛДПР воспринимается как партия, оказывающая адресную помощь".
В качестве ее слабых сторон Потуремский перечислил "преклонный возраст лидера и отсутствие сопоставимых фигур, скандальные высказывания и фактическую поддержку партии власти, вхождение ЛДПР в кильватер "Единой России".
Для описания текущего восприятия ЛДПР он процитировал мнение респондентов института: "Могут больше, но сейчас их почему-то видно слабо".
Среди очевидных конкурентов ЛДПР эксперт назвал КПРФ, которая "во многом судорожно и спорадически пытается найти более радикальную и более категоричную оппозиционную повестку". "На яркости, но не на содержании КПРФ начинает конкурировать с ЛДПР. Понятно, что кпрфовское и лдпровское ядро не пересекаются, речь идет о том, чтобы мобилизовать оппозиционно настроенных", - уточнил он.
Еще одним "традиционным конкурентом" ЛДПР Потуремский назвал партию "Родина". "Ее списывали со счетов, тем не менее в этом году она подтвердила квалификацию, можно предвидеть, что в случае усиления она сможет стать серьезным конкурентом для ЛДПР, прежде всего в плане колеблющихся избирателей", - предупредил он. По его словам, со стороны ЛДПР становятся все более заметными атаки на "Родину". "Это понятная маркетинговая стратегия: претендуя на роль партии номер два, надо атаковать, критиковать всех, привлекать внимание, доказывать свое право на номер один, ровно эта стратегия и реализуется. "Родина" как системная партия, партия с опытом, с технологиями, думская партия (мандат депутата Госдумы имеет лидер "Родины" Алексей Журавлев - прим. ТАСС) воспринимается ЛДПР как серьезная угроза", - считает представитель Института социального маркетинга.
Кроме того, полагает эксперт, конкуренцию ЛДПР может составить партия "За правду". "При определенных условиях даже Партия пенсионеров за справедливость несет некую угрозу для ЛДПР по привлечению дополнительных сторонников", - не исключает он.
Популизм как политический бизнесПо мнению директора Института новейших государств Алексея Мартынова, Жириновский "задолго до европейской моды на популизм как политический бизнес" построил популистскую, "практически деидеологизированную" партию. "Идеология, может быть, и есть, но она сложно формулируема и пластична, что позволяет развивать политический бизнес как франшизу и на региональном уровне тоже", - полагает он.
"То, что собирает ЛДПР [на выборах], - это не математическое, не технологическое, а интуитивное, эмоциональное", - считает Мартынов. По его словам, ЛДПР - "это история для всех и для каждого, от люмпена у ларька до инженерно-технического работника, каждый себе там что-то найдет".
Поэтому, не исключил политолог, формулировки социологических опросов могут искусственным образом сужать аудиторию партии. "Когда ты наукообразно задаешь вопрос, ты многих отсеиваешь", - допустил он.
Мартынов также не согласился с предположением, что ЛДПР плохо выступила на едином дне голосования в сентябре этого года. "Могла ли выступить лучше? Наверное, могла, но в этой ситуации, когда не определен ряд принципиальных вещей для развития политической линии, в том числе пресловутый транзит (в руководстве партии - прим. ТАСС), тактика понятна - сбережение сил, концентрация ресурсов на большой федеральный цикл", - считает он.
Печать